Законодатели пытаются улучшить жизнь российских потребителей, сети и торговые центры выполняют планы по экспансии, маркетплейсы вводят новые правила и тарифы, а игроки рынка DIY и Household ищут новые форматы коммуникации с потребителями.

Что еще запретят

Правительство РФ собирается ввести штрафы для компаний, собирающих избыточные персональные данные своих клиентов: речь идет о номерах телефонов, адресах электронной почты, адресах проживания и т.п. Обсудить поправки в «Закон о защите прав потребителей» предложил премьер Михаил Мишустин в ходе заседания Кабмина РФ 27 мая. Соответствующее положение могут ввести в КоАП, размеры штрафов пока не определены.

Судя по всему, это тот редкий случай, когда государство готово пойти навстречу реальным пожеланиям трудящихся. Как показало исследование облачного сервиса «Мой склад», необходимость оставлять свои персональные данные в онлайн-магазинах — чувствительная для россиян тема. Это не нравится 61,5% респондентов, а 38,5% говорят, что они либо смирились, либо это их не волнует. Помимо сбора персональных данных, самыми раздражающими факторами, способными отвратить от онлайн-покупки, являются неудобные интерфейсы (47,7%), риск наткнуться на подделку или бракованный товар (44,6%), высокая стоимость доставки (35,3%) и условие полной предоплаты заказа (30,5%).

В России запретят звуковую рекламу с использованием технического оборудования на зданиях и сооружениях — соответствующие поправки в «Закон о рекламе» были одобрены Госдумой в третьем чтении 18 мая, а 26 мая президент Владимир Путин подписал закон в новой редакции. Поправки были инициированы думой Астраханской области, а необходимость их принятия объяснили заботой о жителях домов, расположенных по соседству с торговыми точками.

Не меньше, чем запрещать, российские законодатели любят регулировать. В первом чтении приняты поправки в законы о защите прав потребителей и об альтернативной процедуре урегулирования споров: новая законодательная инициатива предполагает, что досудебное урегулирование споров между продавцами и покупателями будет осуществляться в интернете, на портале «Госуслуги». Как обычно, законопроект представляет собой рамку, где не прописаны ни процедуры, ни порядок распределения расходов, но депутаты обещают, что эти недостатки будут устранены во втором чтении. Законопроект касается в основном интернет-магазинов, но споры между онлайн-площадками и их клиентами успешно разрешаются и без того. Кроме того, по словам главы Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли (НАДТ) Александра Иванова, доля претензий от общего количества покупок не превышает одной десятитысячной процента, следовательно, необходимости в новом законе нет.

Маркетплейсы меняют правила

С 27 мая Ozon ввел новые правила: теперь маркетплейс будет снимать с продажи товары, цена на которые выше рыночной в два раза и больше. «Проблемные» товары будут помещать в «карантин цен», а чтобы вернуться с ними на маркетплейс, ценовой коэффициент на них необходимо привести к уровню 1,15. Просто убрать карточку товара без снижения цены нельзя — за этим последуют остановка продаж и блокировка кабинета. Для сравнения цен отобраны в общей сложности 30 площадок, но главным образом это Wildberries, причем цены на мебель Ozon сравнивает только и исключительно с WB. Хотя сам маркетплейс утверждает, что делается это в интересах селлеров, сами селлеры нововведениями недовольны. Основная претензия: на WB комиссия составляет около 5%, а на Ozon доходит до 15%, следовательно, чтобы вписаться в разрешенную цену, продавцам придется пойти на снижение маржи.

Но Ozon ухитрился насолить продавцам не только этим: клиентская поддержка маркетплейса торопится предложить недовольным покупателям возврат любых товаров, не дожидаясь реакции продавца. Селлеры жалуются, что Ozon принимает товары, включая не подлежащие возврату по санитарным правилам товары личного пользования, вдобавок качество возвращаемых товаров плохо контролируется. Дело доходит до совсем уже невообразимых курьезов: один из продавцов рассказал, что ему вернули пустые фантики от конфет, которые якобы не понравились детям покупателя.

Яндекс.Маркет тоже меняет условия скрытия чрезмерно дорогих товаров, новые правила начнут действовать с 4 июня. Если прежде маркетпелйс при скрытии товаров ориентировался на медианную цену (что не очень нравилось селлерам), то теперь с продажи будут снимать товары стоимостью на 40% выше рекомендованной, каковая будет рассчитываться по результатам анализа рынка. Условия будут действовать для партнеров, работающих по моделям FBS, FBY и FBY+.

Еще одно изменение условий сотрудничества с продавцами вступает в силу с 1 июня: с этого дня Яндекс.Маркет меняет тарифы на хранение товаров с низкой оборачиваемостью. В течение 45 дней товары будут храниться на складах бесплатно, а затем продавцам придется доплачивать за хранение, причем с 76-го дня тариф возрастает в три раза: с 1,2 руб. до 3,6 руб. для обычных товаров, и с 15 до 45 руб. — для крупногабаритных. Изменение тарифов маркетплейс объясняет возросшим ассортиментом и соответственно, увеличением нагрузки на склады.

Новые открытия

«Леруа Мерлен» выходит на рынок Бурятии: федеральная сеть ведет подготовку к строительству гипермаркета в Улан-Удэ. Строительство должно завершиться в конце 2022 года, помимо здания площадью около 16,7 тыс. кв. м будет построена парковка на 753 места. Пропускная способность магазина — 3,5 тысячи человек в день.

JYSK выходит в российские регионы — первая торговая точка датского сетевого ритейлера за пределами Москвы и Подмосковья откроется в тульском ТРЦ «Макси» в третьем квартале этого года, общая площадь нового магазина составит 1284 кв. м. Помимо JYSK, в «Макси» представлены салоны «Асконы», «Орматека» и «Первого мебельного».

Во втором квартале этого года откроется многофункциональный торгово-развлекательный центр Prime Plaza, расположенный на юго-западе Москвы на пересечении Севастопольского проспекта и ул. Каховка. Шестиэтажный ТРЦ общей площадью 38 тыс. кв. м и с парковкой на 400 мест, был построен на месте ТЦ «Принц». Среди якорных арендаторов мебельные компании пока не замечены.

В Екатеринбурге запускается ТЦ «Veer Mall» — официальное открытие запланировано на 1 июня, а 5 июня посетителей ждет праздничная программа. Новый ТЦ входит в тройку крупнейших в регионе, его общая площадь вместе с паркингом 167 тыс. кв. м, площадь под аренду — 76 тыс. кв.м. Уже известно, что в число якорных арендаторов вошли «Аскона» и «Орматек». Открытие «Veer Mall» должно было состояться еще в 2020-м году, но из-за пандемии планы пришлось изменить.

Саммит DIY&Household в вопросах и ответах

На прошлой неделе прошел ежегодный саммит DIY & Household Retail Russia 2021, организованный BBCG. В течение 15 лет площадка саммита неоднократно собирала лидеров отрасли, которые давали не только объемный срез рынка домашнего обустройства, но и выступали с внятными прогнозами будущего. Однако в этом году общее ощущение постпандемийной растерянности, испытываемое большинством игроков, невозможно было не заметить. Прогнозы и рекомендации свелись к одному — для того, чтобы в будущем оставаться на связи с покупателями, компаниям необходима цифровая трансформация

Несмотря на то, что рынок DIY&Household (и примыкающий к ним мебельный ритейл) оказались видимыми бенефициарами пандемии (бум ипотек и взлёт продаж товаров для дома и ремонта несомненно позволили DIY ритейлу и производителям в более комфортных условиях заняться перестройкой своего бизнеса), большинство компаний пока не готовы в полной мере понять и принять меняющиеся форматы коммуникаций с потребителями. Открытыми остаются вопросы кто теперь управляет выбором покупателей: магазин, социальные медиа, цифровые платформы? Как дальше будет меняться спрос? Каким будет DIY и Household в перспективе ближайших пяти лет?

В разрезе этой проблемы, ключевыми событиями саммита можно назвать презентацию руководителя отдела развития продукта Hoff Ксении Соколовой, которая рассказала, как осуществляется взаимодействие бизнеса и IT-департамента в условиях продуктовой трансформации, а также презентацию электронного портала для поставщиков от сети «Петрович».

Участники саммита также обсуждали изменения, произошедшие на рынке за пандемийный год, и механизмы формирования спроса, влияние маркетплейсов на выбор покупателя сегодня и в будущем, пытались понять, как брендам находить общие ценности с потребителем в постковидном мире, и какие вызовы и тренды будут управлять предложением поставщиков. Второй день саммита был полностью посвящен цифровым технологиям в ритейле и омниканальным продажам. Спикерами саммита были, в том числе, представители компаний «Максидом», «Петрович», «Леруа Мерлен», «Аскона», Hoff, Divan.ru, «Первый гипермаркет мебели» и JYSK.