Господдержка малого и среднего бизнеса обернулась фикцией, Госдума замышляет введение нового налога на бизнес, а на мебельную поляну заходят новые конкуренты.
Бизнес хотят нагрузить социальными обязательствами
В результате проверки Счетной палатой деятельности АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) за 2018–2020 годы оказалось, что основные усилия этой уважаемой организации были направлены на поддержку не столько малого и среднего бизнеса, сколько на себя, любимых. Основной целевой показатель Корпорации — доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле — за 2018 составил 15% при плане 19%, а за 9 месяцев 2020 года и того меньше: 10% при плане 20%. Помимо этого, в рамках Национальной гарантийной системы Корпорация выдает гарантии и поручительства малому бизнесу для получения беззалоговых кредитов в банках. По подсчетам аудиторов, за последние 5,5 лет Корпорация оказала поддержку менее чем 1% (одному проценту!) субъектов МСП, числящихся в едином реестре малого бизнеса. Меры господдержки крайне неудовлетворительны, а сама Корпорация никак не влияет на развитие МСП, отмечают аудиторы: по их мнению, цели нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», предусматривающие увеличение вклада МСП в ВВП России до 32,5% к 2024 году, нереализуемы.
Радует (на самом деле нет), что хотя бы сотрудники Корпорации не бедствуют: в 2018–2020 годах средняя зарплата в организации составляла 380 тыс. руб. в месяц (это в два раза выше, чем в финансовой и страховой сферах в Москве, и в 10 раз больше средней зарплаты по России), а с учетом членов правления — так и все 600 тыс. Напомним, что акционерами Корпорации МСП являются государственные компании — Росимущество (72%) и ВЭБ.РФ.
Пусть у нас, у чиновников, с развитием экономики получается не очень, но уж бизнес-то со всем справится и все сдюжит, привычно подумали в Госдуме и решили переложить на него еще одну часть социальных обязательств государства, а именно, поддержку безработных граждан. Депутаты приступили к подготовке законопроекта, предусматривающего введение дополнительного сбора с бизнеса, который, по задумке законодателей, должен пойти на финансирование пособий по безработице. Подобная система уже существовала в России: с 1991 по 2001 годы работодатели отчисляли 1-2% от фонда заработной платы в Фонд занятости, ликвидированный в 2001-м году. Законопроект планируется рассмотреть в осеннюю сессию.
Активности на маркетплейсах
Сбер проводит ребрендинг приобретенного им в этом году маркетплейса goods.ru. Отныне площадка будет называться СберМегаМаркет, уже изменены логотип и фирменный стиль, обновлено мобильное приложение, а сайт перенесен на новый домен с автоматической переадресацией. Полностью ребрендинг будет завершен в конце II квартала 2021 года. Новые владельцы маркетплейса сообщают, что изменения не затронут клиентов и продавцов, в частности, селлерам не потребуется перезаключать договоры, сохранятся и коммерческие условия сотрудничества. Сбер рассматривает СберМегаМаркет как важный элемент развития своей экосистемы и рассчитывает уже в 2023-м году войти в число крупнейших игроков на российском рынке e-commerce.
Новость была встречена мебельным сообществом настороженно. Вот как планы Сбера прокомментировал Роман Ершов: «Ну вот, Сбер теперь зашёл на территорию Мебельного рынка после покупки goods.ru. Ассортимент шире чем Hoff, срок доставки по большинству позиций быстрее многих на рынке, цены в рынке или ниже. Поздравляю нас, мебельщиков, с новым интересным игроком, для кого-то конкурентом, для кого-то новым каналом продаж. Вангую, что Сбер допилит возможность покупки квартир с отделкой и меблировкой в ДомКлик, и тогда магазины мебели станут еще менее актуальны. Делаем ставки, кто станет крупнейшим продавцом мебели в России через 5 лет: Wildberries, OZON, Яндекс или Сбермегамаркет? Не согласны, что в списке нет Hoff и ИКЕА? Посмотрите на рынок США…»
В комментарии к Роману Ершову подтянулись Михаил Кучмент, Антон Макаров, Максим Валецкий , Гоша Семенов и другие . Обсуждение вылилось в констатацию дальнейших возможностей глобальных маркетплейсов и сценариям отстройки от них. Михаил Кучмент, ко всему прочему, пообещал в перспективе сделать Hoff российским Wayfair.
Тем временем OZON открыл новый фулфилмент-центр «PNK Парк Толмачево» в Новосибирской области. Общая площадь первой очереди центра — 14 тыс. кв. м по полу, с возможностью расширения до 64 тыс. кв.м. Сейчас здесь можно хранить более 4 млн. товарных наименований, мощности центра позволяют обрабатывать свыше 85 тысяч посылок в сутки. Для местных предпринимателей появление фулфилмент-центра OZON означает возможность поиска новых рынков сбыта по всей России и за рубежом. На сегодня доля онлайн-торговли в Новосибирской области составляет 8,1% от общего рынка ритейла. По данным OZON, за последний год объем интернет-продаж вырос в 3,5 раза, а число местных селлеров увеличилось в 6 раз.
Москвичи потянулись в торговые центры
Последние 3 недели растет посещаемость московских торговых центров: в апреле Shopping Index был ниже уровня 2019 года всего на 15%, тогда как ранее этот показатель составлял 20–30%. Аналитики связывают возросшую покупательскую активность с майскими праздниками, а также с тем, что люди постепенно перестают бояться посещать торговые центры. Тем не менее, считают эксперты, посещаемость останется на уровне 90–95% от докризисной, в том числе и из-за растущей доли онлайн-торговли.
Между тем, в I квартале этого года в Москве появилось всего 2 новых торговых центра: ТРЦ Prime Plaza площадью 20 тыс. кв. м и специализированный торговый комплекс «Гравитация» площадью 18,5 тыс. кв.м. Динамика ввода качественных торговых площадей снизилась по сравнению с прошлым годом на 70%. В этом году к открытию заявлены торговые центры общей площадью 520 тыс. кв. м, однако, считают эксперты, только половина из них будет сдана в срок.
Магнит подался в DIY
Сетевой ритейлер «Магнит» принял решение плотнее заняться товарами для дома и ремонта и уже начал тестировать формат DIY в Краснодаре — там был открыт первый магазин «Магнит Мастер». По итогам эксперимента будет принято решение о масштабировании формата. Пока мебельщикам вроде опасаться нечего, но Роман Ершов не исключает, что со временем могут появиться форматы «Магнит Мебель» и «Магнит Декор». В принципе, такая возможность существует: стратегия «Магнита» до 2025 года предусматривает поиск новых перспективных ниш, и если топ-менеджеры сочтут мебельный сегмент интересным, почему бы и нет?