Трафик в столичных торговых центрах потихоньку восстанавливается, россияне по-прежнему сосредоточены на обустройстве своих жилищ и продолжают тратить деньги на мебель, а российский выставочный бизнес возвращается к привычному графику работы.
Покупательский трафик пошел в рост
В первую неделю марта начал восстанавливаться покупательский трафик в торговых центрах обеих столиц. Со 2-го по 8 марта Shopping Index в Москве был на 16,1% ниже, чем годом ранее, а в Санкт-Петербурге — на 13,6%, сообщает компания Watcom Group (для сравнения, в феврале падение трафика составило −23,7% и −25,4% соответственно). По данным компании JLL, специализирующейся на оказании услуг в сфере коммерческой недвижимости, в некоторых ТЦ Москвы трафик вернулся на уровень 2019 года — новость в целом хорошая, однако эксперты JLL полагают, что это побудит собственников торговых центров отказываться от предоставления скидок арендаторам.
В Нижнекамске на 1 апреля намечено техническое открытие ТРЦ «Рамус Молл», который станет одним из самых крупных в Татарстане: общая площадь нового торгового центра составит 120 тыс. кв. м, помимо торговых точек, в нем предусмотрены кинотеатр на 8 залов, детский развлекательный центр и каток. А в Сургуте открылся первый полноформатный магазин «Леруа Мерлен» общей площадью 18 тыс. кв. м.
Мебель и товары для дома — лидеры покупательского спроса онлайн и офлайн
Гипермаркет «Твой дом» рапортует о рекордном спросе на мебель в Москве и Подмосковье, который держится уже почти год: с апреля 2020 года по февраль 2021 мебель для спальни стали покупать в 10 раз чаще, наибольшей популярностью пользуются кровати размера king size, а также дачная мебель, с наступлением весенне-летнего сезона вырвавшаяся в фавориты покупательских предпочтений.
Компания Data Insight выпустила аналитическое исследование «Онлайн-рынок товаров для дома и ремонта». В 2020 году было оформлено 29,5 млн. заказов на общую сумму 277 млрд. рублей, средний чек составил 9 440 рублей. Самая большая категория по количеству заказов и по продажам — магазины товаров для ремонта и строительства, магазины мебели — на втором месте по объемам продаж.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первый месяц 2021 быстрее всего росли продажи мебели и товаров для дома — в этом сегменте прирост составил 246% (для сравнения, объемы продаж товаров для творчества, занимающих вторую строчку в рейтинге, увеличились на 158%). Общий рост онлайн-торговли в январе составил 49%, а локальный рынок e-commerce достиг 211 816 млн. рублей. Представители малого и среднего бизнеса все активнее осваивают сеть: сегодня на маркетплейсах и на собственных интернет-площадках работают более 100 тысяч предпринимателей. По количеству юридических лиц лидируют Московский регион, Приволжский и Северо-западный федеральные округа, в аутсайдерах — Ингушетия, Калмыкия, Чукотка и Ненецкий АО.
Общий тренд на рост объемов онлайн-продаж подтверждает и исследование «СберИндекса». После снятия карантинных ограничений россияне не стали покупать меньше в интернете: в феврале они потратили столько же, сколько в самоизоляцию. В общей сложности доля трат на онлайн-покупки выросла до 11,8% от общего объема. Аналитики прогнозируют средний прирост год к году 22,8% за период 2021–2025, ожидается, что в 2021 году продолжится и рост доли регионов в общем объеме онлайн-продаж.
Цифровизация на всех уровнях
На прошлой неделе в «Экспоцентре» на Красной Пресне рекордное количество (больше тысячи регистраций) участников собрал Цифровой Мебельный Форум 2021, организованный компанией Liga Machinery. В ходе трехдневного форума посетителям продемонстрировали 25 станков и познакомили с новейшими технологическими решениями в области оборудования, ПО и материалов для производства мебели. Цифровые форумы и практические семинары для мебельщиков Liga проводит на регулярной основе, и такую важную просветительскую деятельность можно только приветствовать. Очередной выездной семинар состоится уже совсем скоро — 30 и 31 марта в Екатеринбурге, причем с новой программой!
Компания «Нафта-Хим» из подмосковного Клина получит от Фонда развития промышленности заем в размере 499 млн. рублей, который пойдет на расширение производства нетканых материалов из полиэфирных волокон и на запуск нового производства материалов собственной разработки, предназначенных для изготовления кроватей, матрасов и диванов.
Выставочный сезон стартовал
В этом году заметно поредело число зарубежных весенних выставок: по расписанию работает только CIFF Guangzhou, открывшаяся 18 марта. Иностранных посетителей на выставке нет, хотя Китай не так чтобы совсем закрыт: сюда можно приехать через Гонконг, предварительно уколовшись китайской вакциной, но, вероятно, желающих не набралось. Впрочем, организаторы не особенно горюют от недостатка в местных посетителях нет. Первая фаза выставки завершилась 21 марта, а уже 28 марта начинается вторая, где будут демонстрировать оборудование, материалы и комплектующие для производства мебели, а также офисную мебель.
Неделя открывается выставками: 23 марта начинают свою работу Bybrand и Household. Первая в «Экспоцентре», вторая — «Крокус Экспо». На последней, в рамках деловой программы, выступит основатель и руководитель Peretz Consulting Наталья Перец с животрепещущей темой организации бизнеса по группе товаров для дома в мебельном магазине. Через неделю, 30 марта, в «Крокус Экспо» стартует выставка строительных и отделочных материалов Mosbuild. И уже совсем скоро, 7 апреля, встречаемся в Краснодаре на UMIDS — ждем всех на Фестивале мебельных франшиз!
Наши анонсы
Две недели назад мы создали в Clubhouse площадку «Мебельный бизнес в России», где будем проводить закрытые отраслевые дискуссии. Первая встреча состоится 24 марта В 19 часов, тема для обсуждения — РОССИЙСКИЙ МЕБЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС: СВЕРКА ЧАСОВ. Участие в дискуссии уже подтвердили Лилия Кац, Антон Макаров, Роман Ершов, Максим Валецкий, Михаил Кучмент, Сергей Змиевский, Илья Овчинников. Присоединяйтесь!
А 26 марта совместно с «Экспоцентром» запускаем серию вебинаров по темам: эффективное производство, управление продуктом, магазин будущего и магазин настоящего, стратегия и брендинг, цифровая трансформация и инновации. В течение года запланировано шесть включений, первое будет посвящено товарам для дома и декора в мебельном магазине.