Покупательский трафик в торговых центрах пока не восстановился до докризисного уровня, в борьбе с арендаторами торговые центры пытаются привлечь на свою сторону правительство, потребители становятся все более требовательными и ветреными, зарплаты на рынке «белых воротничков» медленно поползли вверх, а российский крупный бизнес продолжает осваивать Clubhouse.
Ритейл не халявщик, а партнер
В правительственных кругах считается хорошим тоном отзываться о ритейлерах как о «торгашах и жуликах». Между тем вклад одних только федеральных торговых сетей в ВВП России составляет 20%, а по отчислениям в бюджеты всех уровней ритейл занимает третье место, об этом на парламентских слушаниях заявил президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Кроме того, компании розничной торговли являются одним из крупнейших работодателей страны, обеспечивая 16% рабочих мест.
Внезапно на ритейлеров стали с подозрением поглядывать не только чиновники, но и те, кто, казалось бы, являются их естественными союзниками — владельцы торговой недвижимости. Им показалось, что розничная торговля не доплачивает налоги и допускает злоупотребления в сфере аренды. Российский совет торговых центров (РСТЦ) даже пожаловался на ритейлеров министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Авторы письма просят министра внести изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», которые обяжут ритейлеров вносить в кассовый чек информацию о месте отгрузки товара, выполнения работ и оказания услуг. В РСТЦ полагают, что поправки в закон позволят создать централизованную систему фиксации и контроля товарооборота «осуществляемого в рамках самовывоза, доставки товара курьерской службой». О реакции Минпромторга пока ничего не известно, но, учитывая, как чиновники любят учет и контроль, не удивимся, если поправка будет принята.
Определенно, РСТЦ выбрала не лучшее время для разборок с ритейлерами: покупательский трафик по-прежнему сильно не дотягивает до показателей прошлого года: по данным Watcom в феврале Shopping Index в Москве он снизился на 23,7% год к году, в Санкт-Петербурге — на 25,4%. Число сделок по аренде коммерческой недвижимости сократилось в первые два месяца 2021 года на 40%.
Правила онлайн-ритейлу диктует потребитель
Бизнес-портал Think with Google проанализировал поисковые тренды и выявил 5 основных изменений в покупательском поведении, на которые маркетологам следует обратить внимание в 2021 году. Во-первых, потребители далеко не всегда заходят в интернет-магазины, чтобы совершить покупку, очень часто это лишь способ развлечься. Но, если они все же решили что-то купить, то будут очень внимательно и придирчиво выбирать бренды. В третьих, в условиях экономической неопределенности покупатели стали чаще интересоваться акциями и скидками, поэтому будут искать специальные предложения даже на те товары, на которые промокоды обычно не используются. В-четвертых, потребители привыкли в разным вариантам доставки любых товаров. В-пятых, покупательский спрос продолжит меняться, а значит, брендам надо постоянно за ним наблюдать и быстро реагировать на изменения.
Саймон Кеннеди, менеджер по оптимизации клиентского опыта в компании Adidas считает, что макротренды потребительского поведения, которые наблюдались в течение прошлого года, такие как рост числа покупок на маркетплейсах и использование инструментов сравнения цен, заставляют бренды становиться все более клиентоориентированными — без этого невозможно добиться лояльности и повысить CLV (customer lifetime value — пожизненная ценность клиентов). Кеннеди уверен, что в новых условиях, когда у покупателей есть очень много опций и они не склонны сохранять приверженность бренду, на первый план выйдут модели членства и подписки: во-первых, потому, что онлайн-ритейлеры не смогут бесконечно долго привлекать клиентов большими скидками, во-вторых, наличие заметной членской базы само по себе станет показателем силы бренда.
Новости компаний
Компания «Дятьково» увеличивает объемы производства мебели. Это связано с возросшим количеством заказов от федерального ритейлера «Леруа Мерлен»: заказы выросли более чем в два раза, и, чтобы справляться с их выполнением, предприятие планирует трансформацию производства и набор новых сотрудников.
ООО «Риваль» возобновляет сотрудничество с французскими партнерами. В прошлом году компания принимала участие в выставках IMM Cologne и Meble Polska, после чего заключила контракт на поставки во Францию корпусной и мягкой мебели. По словам заместителя генерального директора «Риваль» Александра Бардина, в 2020-м году из-за пандемии первые партии товара были поставлены только осенью. Сейчас, когда ситуация нормализовалась, компания отгрузила во Францию еще две партии и в дальнейшем планирует поставки своему зарубежному партнеру каждые два месяца.
«Первая мебельная фабрика» увеличивает количество контрактов с застройщиками. На прошлой неделе компания разослала пресс-релиз, в котором сообщается о начале стратегического партнерства «Первой мебельной» с группой «Эталон» (фокусируется на жилой недвижимости для среднего класса в Санкт-Петербурге, а также в Москве и Московской области). Следуя рыночному тренду, «Эталон» запустил новый сервис для своих клиентов и предлагает квартиры в жилом комплексе в Санкт-Петербурге с полной отделкой и меблировкой кухни. Предложено два пакета меблировки с возможностью выбора одного из трех цветовых решений. В базовый пакет входят кухонный гарнитур, столешница, стеновая панель, бытовая техника, мойка и смеситель. Полный пакет включает элементы базового, а также холодильник, обеденный стол, стулья, тумбу под телевизор, два стеллажа и диван.
Зарплаты пошли вверх, «Клабхаус» рулит
Алена Владимирская, «главный хантер рунета» и основатель сервиса Facancy в своём еженедельном утреннем митапе в Clubhouse поделилась с участниками дискуссии радостной новостью: с первой недели февраля зарплаты «белых воротничков» пошли вверх. Это не означает, уточнила Алена Владимирская, что зарплаты станут выше на каждой позиции, или что каждому сотруднику непременно повысят зарплату, но период стагнации, длившийся весь прошлый год, когда зарплаты в лучшем случае стояли на месте, а чаще снижались на 15%-30%, подошел к концу. Существует два сезона вакансий, пояснила Алена Владимирская: первый приходится на период с середины января по середину апреля, а второй на сентябрь-октябрь. Если не произойдет очередных экономических или политических катаклизмов, то с начала осени зарплаты в целом будут расти.
Между тем, российский бизнес продолжает «столбить» места в новой голосовой социальной сети. Инструменты «Клабхауса» берут на вооружение предприниматели, работающие в сфере b2b маркетинга. В сети уже вовсю осуществляется поиск клиентов, проходит живое общение с экспертами и СЕО компаний, многие активно продвигают свой продукт в процессе тематических дискуссий. Банки, девелоперы и ритейлеры уже обзавелись собственными клубами. Только на прошлой неделе с успехом прошли дискуссии, организованные Олегом Тиньковым и Фёдором Овчинниковым.
С новаторской инициативой, нацеленной продвижение качественного контента выступила «Аскона». Об этом в своих социальных сетях сообщил CEO Askona Life Group Роман Ершов.
В сущности, это первая российская компания, которая стала официальным спонсором регулярного эфира в «Клабхаусе». Буквально на этой неделе она начала сотрудничество с Clubhouse Night Show. Беседа организуется по будням в полночь и собирает всех активных спикеров «Клабхауса», которые рассказывают о самых интересных эфирах, прошедших за день. Его проводят Елизавета Кузнецова, Юлия Коваль, Таш Саркисян и Ярослав Андреев в рамках «Клуба» — русскоязычного комьюнити, объединяющего основных авторов контента в «Клабхаусе». Clubhouse Night Show by Askona станет разыгрывать подарки от бренда: ежедневно автор лучшей комнаты будет награждаться сертификатом на 25 000 рублей от «Асконы», а по пятницам ведущий самого интересного эфира недели получит сертификат на 250 000 рублей. Сертификаты на 10 000 рублей каждый выпуск будут разыгрываться между слушателями, которые предложат интересную тему или формат эфира.
Пользуясь случаем, напоминаем, что первое отраслевое собрание мебельщиков в «Клабхаусе» назначено на вечер 24 марта. Пройдет оно в закрытой комнате клуба «Мебельный бизнес России». Первая боль, которую планируется обсудить с участниками, касается кривой текущего спроса и финансовых показателей ритейлеров первого квартала 2021-го года. Опросим лидеров, пригласим к разговору всех, кто сочтёт нужным поделиться информацией о том, как сейчас ведут себя потребители.
Следите за нашими анонсами, вступайте в клуб! С инвайтами для новичков тоже поможем.
Вся оперативная коммуникация будет осуществляться через телеграм-чат. Там мы будем вывешивать анонсы планируемых дискуссий, устраивать голосования, делиться инвайтами.