Потребительский спрос россиян и ВВП России оказались в рассинхроне: в то время как отечественный ВВП снизился меньше, чем глобальный, доля наших сограждан, ощутивших падение своих доходов, оказалась выше среднемировой, что в ближайшей перспективе может привести к стагнации в ритейле. Впрочем, паниковать пока рано: февральский индекс потребительской активности Сбербанка показывает рост расходов россиян год к году.

Экономика России восстанавливается

Совсем скоро, 28 марта, исполнится ровно год, как Россия официально живет в условиях пандемии: в этот день год назад президент Владимир Путин объявил о введении нерабочей недели, которая постепенно растянулась на два с лишним месяца. Сейчас эксперты подводят первые итоги коронавирусного года, пытаясь понять, какой ущерб был нанесен мировой экономике в целом и экономикам отдельных стран в частности.

Негативное влияние COVID-19 на потребительский спрос россиян оказалось сильнее, чем в среднем по миру: падение доходов ощутили 53% наших сограждан (среднемировое значение — 46%), а в режим экономии и вовсе перешли 70%, выяснили аналитики NielsenIQ. По их мнению, в этом году потребление в физическом выражении не вырастет.

Вопреки прогнозам экспертов пока дела обстоят не так плохо. В частности, по данным Сбербанка, резкое падение индекса потребительской активности до 50-55% произошло в первые две недели января (что объяснимо затяжными новогодними праздниками), но уже с 15 января спрос начал восстанавливаться и индекс стабильно держится в пределах 75%-80%. За февраль расходы россиян выросли на 2,6% год к году, при этом сегмент непродовольственных товаров показал рост в 4,6%.

Потребительский спрос, по мнению экономистов, будет восстанавливаться вслед за экономикой, а экономический рост, в свою очередь, станет возможным после снятия всех коронавирусных ограничений, полагает ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау. По его словам, нынешний кризис вызван ничем иным, как приостановкой экономической деятельности, а, следовательно, ее полное возобновление автоматически приведет к экономическому росту.

Как бы то ни было, но пока Россия переживает кризис лучше, чем зарубежные страны: наш ВВП снизился на 3,1%, тогда как глобальный — на 3,5%, подсчитали эксперты ВШЭ. По прогнозам в феврале этого года ВВП может вырасти на 2,8%, через год — на 2,4%, после чего произойдет стабилизация на уровне 2% в год. Реальные располагаемые доходы будут расти медленнее: +2,3% в 2021-м и +1,8% — в 2022-м.

Между тем российские власти ищут, как бы еще поддержать отечественную экономику. В качестве одной из мер рассматривается возможность введения нового налога для глобальных IT-компаний. По задумке правительства, налог будут взимать с тех, кто использует данные россиян для формирования рекламной политики, и направлять его на поддержку российской IT-отрасли. Эксперты предупреждают, что новый налог может бумерангом ударить по отечественному бизнесу: в 2017 году уже был введен так называемый «налог на Google», когда все иностранные компании, продающие услуги или виртуальные товары на территории России, обязали отчислять в бюджет 18% НДС, что привело к удорожанию ПО и услуг иностранных разработчиков. Очередной налог может спровоцировать новый рост цен.

Отраслевые события

Кухни Вардек

В Башкирии может появиться новый мебельный кластер: местные власти намерены подать в Минпромторг заявку на включение в реестр промышленных кластеров площадки в Туймазах, где в настоящее время расположено производство ортопедических матрасов и интерьерных кроватей ООО «Корона», а также фабрика корпусной мебели «Велес» и фабрика мягкой мебели «Апогей». Кластер будет создаваться вокруг компании «Корона», которая в настоящее время ожидает получения земельного участка и планирует вложить в развитие собственного производства 200 млн. рублей.

Компания «Кухни ВАРДЕК», которую игроки рынка признают одним из лидеров производства кухонной мебели в Северо-Западном регионе, расширила свою продуктовую линейку, запустив с февраля производство шкафов-купе. Появление нового продукта может, в том числе, облегчить компании выход на рынок новостроек с меблировкой — этот формат становится все более привлекательным для девелоперов, а квартиры эконом-класса, как правило, всего оборудуются мебелью для кухни и прихожей.

Этой весной в Москве появится еще одна, третья по счету дизайн-студия «Икеа». Новая торговая точка площадью 700 кв. м разместится в ТРЦ «Щелковский», который был построен на месте Щелковского автовокзала и открыт в октябре прошлого года. «Щелковский» входит в многофункциональный центр общей площадью 150 тысяч кв.м с пятью подземными и шестью надземными этажами.

1 марта в Кирове открылся крупнейший в городе ТРЦ «Макси», теперь в планах инвесторов строительство 3-й очереди ритейл-парка, где, среди прочих, появятся мебельный, садовый и выставочный центры, а также аквапарк.

Чего хочет покупатель

Бренды, не оправдывающие ожиданий своих клиентов, имеют все шансы быстро их потерять: согласно недавнему исследованию компании Coveo, 73% потребителей отвернутся от бренда, трижды испытав негативный опыт общения с ним. При этом 44% респондентов сказали, что не станут жаловаться в компанию, то есть компания даже не узнает, из-за чего она потеряла клиентов. Критичным является и недостаток информации: 44% покупателей откажутся от бренда, если не смогут найти нужную им информацию, а еще 23% — если полученная ими информация окажется противоречивой. Важно учитывать и способы получения информации, которые варьируются в зависимости от возраста клиентов: так, 50% зумеров откажутся от бренда, если не смогут получить самостоятельный доступ к важной для них информации, тогда как 40% бэби-бумеров предпочитают получать информацию в ходе общения с реальными людьми. Если бренды сумеют наладить коммуникацию с аудиторией, это станет хорошим инструментом для привлечения новых клиентов: 53% потребителей с большой долей вероятности расскажут родным и знакомым о своем позитивном опыте общения с брендами.

Коммуникация как неизбежность

тематический clubhouse-клуб “Мебельный бизнес России”

Отраслевое сообщество в новой модной сети Clubhouse продолжает расти. Буквально на прошлой неделе часть мебельщиков уже организовалась в тематический клуб «Мебельный бизнес России». Первое собрание назначено на вечер 24 марта. FCP приглашены в качестве модераторов и первая боль, которую мы хотим обсудить с участниками, касается кривой текущего спроса и финансовых показателей ритейлеров первого квартала 2021-го года. Следите за нашими анонсами, вступайте в клуб! С инвайтами для новичков тоже поможем.