Итого: понедельник

Гадание на локдауны, разновекторные тренды, завершение эры бумажных каталогов, а также непобедимая офлайн-розница. О чём ещё говорили на прошлой неделе в отрасли?

Хроники пандемии

Битва с ковидом продолжается. Правительства разных стран по-прежнему считают полные или частичные локдауны самой эффективной мерой борьбы с пандемией. На фоне отдельных временных послаблений (в Британии вновь открылись офлайновые магазины) происходит дальнейшее «закручивание гаек». В Дании на днях закрыли всю розницу, кроме продовольственной, и весь общепит. В Германии канцлер Меркель призвала бундестаг закрыть все школы и магазины с 24 декабря по 10 января. С 7 декабря действуют жесткие ограничения в Калифорнии, крупнейшем штате США: закрыто все, запрещены встречи с родными и друзьями, половина населения штата (а это 20 млн. человек) получила предписание оставаться дома.

В России пока не планируют вводить жесткий локдаун, хотя наша страна и держит почетное 4-е место в мире по числу заболевших, пропустив вперед США, Индию и Бразилию (и это только по официальной статистике). Тем не менее, 11 декабря Дмитрий Песков заявил журналистам: «Еще раз повторяю, что каких-то планов по введению локдауна по-прежнему нет». Верить ему, или нет — решайте сами.

В Китае все спокойно

Между тем главный «виновник торжества» — Китай — ведет бурную деловую жизнь. Мало того, что там уже катастрофически не хватает морских контейнеров для отгрузки товаров жаждущим клиентам во всем мире, так еще на начало марта запланировано грандиозное дизайн-шоу Design Shanghai (и это на фоне полного провала европейского выставочного сезона в первой половине 2021 года!). Мероприятие (конференция + выставка) проводится с 2014 года и на сегодня стало самым заметным дизайн-событием в Азии: каждый год его посещают около 70 000 специалистов со всего мира. В 2021-м году площади выставки увеличатся на 20%, появится павильон «новых материалов», среди 400 экспонентов будут знаменитые бренды от Ligne Roset до Sunbrella.

Занимательная футурология

К концу года активизировались футурологи, предсказывающие коренные переломы в образе жизни человечества: пандемия и переход на удаленную работу только ускорили тренды, которые наблюдались в течение последних лет. Люди покидают мегаполисы и переезжают за город, те, кто все же остается, пересаживаются с автомобилей и общественного транспорта на личные самокаты, велосипеды и скутеры, и это заставляет ритейлеров менять форматы офлайн-розницы: на смену гигантским моллам на окраинах приходят магазины городского формата, расположенные в центрах городов, что заметно и в России, где этому тренду уже следуют «Икеа» и «Леруа Мерлен».

Россияне в последнее время тоже испытывают острую охоту к перемене мест, правда, ими движут несколько иные мотивы: люди ищут не покоя и уединения, а лучшей работы, качественного образования и хорошей инфраструктуры развлечений. В этом году доля наших граждан, задумывающихся о переезде в другие регионы, достигла 42% — жители малых, средних и даже крупных городов уверены, что достойные работу, обучение и досуг можно найти только в мегаполисах. В частности, до 70% респондентов опроса ВШЭ считают, что наилучшие перспективы дает Москва. Жители же Москвы и Санкт-Петербурга не очень рвутся переезжать в провинцию, желающих уехать из двух российских мегаполисов набралось всего 14%.

Тренд на удаленную работу, который растет и в России, может отчасти решить проблему получения хорошей работы: если ты работаешь из дома, совсем не обязательно переезжать из родного города поближе к столице.

Цифровизация, удаленка, виртуализация — три кита новой реальности

Пандемия сильно ускорила процессы трансформации, считают эксперты BCG. Буквально в течение этого года появились инновационные модели организации труда, и лучшие из них сохранятся навсегда. Работа будет становиться все более гибкой и кастомизированной, и если компании не сумеют быстро адаптироваться и придумать, как наилучшим образом взаимодействовать со своими клиентами и поддерживать своих сотрудников, они проиграют в новой реальности. Какой-то универсальной модели не существует, руководители компаний должны сами разработать свой modus operandi, и для этого BCG рекомендует изучить четыре критических момента: как мы работаем, как мы руководим, как мы организованы и что нам необходимо.

Цифровизация (вот уж где настоящий disruptor!) разрушает одну традиционную ценность за другой. Продукты питания и мебель, те товары, за которыми россияне обожали ходить в физические магазины, показали в этом году наибольший рост онлайн-продаж. Согласно исследованию разработчика платежных решений Assist, этим летом продукты питания покупали через интернет в 3-4 раза чаще, чем годом ранее, а количество покупок товаров для дома и мебели, совершаемых раз в месяц, выросло на 271%.

Завершилась эпоха бумажных каталогов «Икеа», выпускавшихся с 1951 года. В декабре компания объявила о том, что «приняла эмоциональное, но рациональное решение закончить успешную карьеру IKEA Catalogue». Способы потребления медиапродукции изменились, и сегодня меньше людей пользуются каталогом, чем еще несколько лет назад, пояснили в компании. Не грустим, улыбаемся и машем.

Ну, а раз ритейл все больше уходит в онлайн, хорошая репутация компаний в e-commerce становится важным фактором успеха. На прошлой неделе SF.RU провела вебинар на тему «Бренд и репутация в мебельном e-commerce: рабочие стратегии и технологии». Специалист компании Максим Шилин рассказал о методиках работы с репутацией в интернете и провел анализ эффективности работы с мнением покупателей на примере компаний «Икеа», Hoff, «Кухни Мария», Диван.ру, «Шатура-мебель». На этой неделе поделимся подробностями вебинара с читателями.

С закупками брендового трафика в рунете происходит что-то странное: сплошь и рядом запрашиваешь в поисковике одну компанию, а выскакивает совсем другая. Постараемся с этим разобраться, о результатах наших изысканий отчитаемся.

Офлайн все-таки жив

Согласно последнему опросу ВЦИОМ у 38 процентов россиян денег хватает только на еду и одежду, но есть и хорошая новость: 21 процент опрошенных могут без труда купить мебель и бытовую технику, так что новые мебельные магазины открываются не зря.

В понедельник, 14 декабря, в ТРК «Европолис» на северо-востоке Москвы состоялось открытие нового магазина «ИКЕА Сити», анонсированное на прошлой неделе. На сегодня это самый крупный магазин «Икеа» городского формата — его площадь составляет 11 800 кв.м, площадь склада 2000 кв.м. В магазине работают пункт выдачи заказов, ресторан, магазин шведских продуктов и Центр экологии и экономии — здесь клиенты компании смогут приобрести товары по выгодной цене и узнать, как продлить срок службы мебели. А на 23 декабря запланировано открытие флагманской дизайн-студии «Икеа» на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Студия будет работать по предварительной записи: такая мера принята из соображений безопасности и удобства клиентов.

За последние пару месяцев в разных российских городах открылось сразу 11 фирменных магазинов DaVita (торговая марка томского производителя корпусной мебели «Витра»). Компания работает по франшизной схеме и, похоже, по выходу из локдауна только наращивает градус экспансии. FCP намерен выяснить подробности.

В Ярославле готовится к открытию мебельный центр «МебельМаркт» Сейчас строители наносят последние штрихи: завершают отделку фасада, прокладку тротуаров и сооружение ландшафтных композиций. Точная дата открытия пока неизвестна; как пишет местное издание 76.RU, открытие откладывается до улучшения эпидемиологической ситуации.

Датский мебельный бренд BoConcept открыл еще один — десятый — салон площадью 180 кв. м, на этот раз во Vnukovo Outlet Village в поселке Московский в 8-ми километрах от МКАД по Киевскому шоссе.