Проблема надежности поставок материалов, комплектующих и оборудования для производства мебели продолжает оставаться суперактуальной. Еще одним подтверждением тому стал интерес посетителей выставки «Мебель 2023» к пленарной дискуссии форума Furniture Suppliers Fest, организованным FCP Media.
Дискуссия, в которой приняли участие главы компаний, специализирующихся на поставках мебельных компонентов, была посвящена теме эффективного снабжения в эпоху глобальных вызовов. Ведущие игроки рынка поставок говорили об уровне импортозависимости в мебельной отрасли, перспективах импортозамещения, развитии СТМ, возможностях кооперации и многоканальности в снабжении.
Несмотря на то, что европейские производители оборудования ушли с российского рынка или сократили свою активность, возможности для модернизации производства сохранились, отметил представитель компании «Интервесп» Максим Пименов. По его словам, нерешаемых задач на сегодня нет, и это касается не только поставок нового оборудования, но и оперативного гарантийного обслуживания имеющегося. В частности, неплохой альтернативой европейским станкам стали китайские и турецкие, продажи которых заметно выросли.
О ситуации на рынке плитных материалов подробно рассказал директор по развитию бизнеса компании «Кроношпан» Илья Овчинников, объяснивший, что производство полностью справляется с объемами выпуска, а напряженность с поставками плит возникает из-за сезонных колебаний спроса.
Коммерческий директор мебельной компании «МЦ-5» Александр Усольцев признал, что доля импортных комплектующих в мебели современного дизайна и высокого качества очень высока. В 2022 году и первой половине текущего года компания испытывала сложности с обеспечением бесперебойных поставок фурнитуры, из-за чего ее приходилось закупать напрямую у зарубежных партнеров, а это дополнительные логистические затраты, необходимость роста складских запасов, увеличение сроков, и в целом — снижение эффективности. На данный момент ситуация уже заметно выправляется.
B2B-платформы могут стать хорошим инструментом обеспечения надежности поставок, подчеркнул Денис Фатеркин, начальник отдела электронной коммерции «Фомлайн» (компания запустила маркетплейс мебельных комплектующих SOLOMA). Он напомнил, что и Ozon, и WB тоже начинали с малого, и выразил уверенность, что B2B-маркетплейсы для мебельной отрасли со временем вырастут до важного канала поставок комплектующих, особенно для малых предприятий.
Несмотря на то, что в сегменте мебельной фурнитуры импортозависимость чувствуется особенно сильно, в России есть и хорошие примеры импортозамещения. В частности, в компании «Валмакс» налажен полный цикл производства лицевой фурнитуры, от разработки дизайна до конечного продукта, имеется оборудование для всех технологий, и, что особенно важно, все сырье и материалы компания закупает в России. «Валмакс» готов к коллаборациям с российскими мебельными фабриками — в компании могут под заказ разработать уникальную фурнитуру, и это будет быстрее и дешевле, чем размещать подобные заказы за рубежом.
Яркое впечатление оставило выступление генерального директора компании «Фиера» Андрея Новоселова: это и интрига с поставками фурнитуры Blum, так полюбившейся мебельщикам, и видение развития рынка в целом, и обоснованный скепсис относительно импортозамещения сложной функциональной фурнитуры в России. «Фиера» делает ставку на европейские бренды, более того, в последний год ассортимент компании расширился за счет новых немецких и итальянских поставщиков. Что до Blum, то после нормализации международной обстановки «Фиера» и «Ноис», выкупившие российские активы австрийского производителя, станут его эксклюзивными представителями на территории РФ — соответствующее соглашение было подписано летом этого года.
Григорий Терехин, директор департамента мебельных комплектующих «ТБМ-Москва» поделился своим видением развития новых российских СТМ мебельной фурнитуры и отметил, что сегодня китайские продукты вполне могут составить конкуренцию европейским, и этот тренд продолжится: Китай уже вышел на первое место в мире по количеству научных разработок во многих ключевых технологических сферах, и многие китайские производители предлагают высококачественные комплектующие, соответствующие европейским стандартам. Актуальные задачи игроков российского рынка комплектующих он видит в расширении ассортимента, улучшении сервиса, поиске качественной альтернативы и обеспечении наличия товара на складе.
Страна происхождения вторична, главное — это интересные решения, подчеркнул топ-менеджер компании «Слоросс» Степан Хотулев. На сегодня в ассортименте «Слоросса» 20% китайских товаров и 80% — европейских, поскольку работать с китайскими поставщиками получается дороже в силу ряда причин. Во-первых, российский бизнес массово переориентировался на восток, в результате в Европе высвободились логистические мощности, и теперь срок доставки фуры из Европы составляет 10-15 дней, а контейнеры из Китая идут 45-60 дней и обходятся раза в два дороже. Во-вторых, на производство и доставку из Европы уходит примерно 45 дней, тогда как из Китая — 100-120 дней. С учетом дороговизны кредитов это становится важным фактором, так как напрямую влияет на стоимость товаров.
Как видим, позиции спикеров отличаются, но разнообразие мнений лишь помогает глубже понимать ситуацию на рынке и, учитывая все риски и возможности, находить лучшие решения. Главное, что выбранный поставщиками курс общий — с акцентом на ассортимент, качество и надежность поставок.
Верный курс поставщиков комплектующих подтверждает и статистика, озвученная президентом АМДПР и генеральным директором «Первой Мебельной фабрики» Александром Шестаковым в его приветственной речи участникам мероприятия: российские мебельщики в 2023 году вышли на рекордные показатели по итогам трех кварталов, оставив позади даже докризисный уровень 2019 года. Так, выпуск мебели за 9 месяцев в натуральном выражении увеличился на 27,3% и в стоимостном — на 19,1% до 307,7 млрд рублей. Объем производства ДСП вырос на 12%, выпуск ДВП и фанеры практически уже соответствует уровню 2022 года.