Тандем жары и коронавируса обрушил посещаемость торговых центров в июле, большинство столичных предпринимателей уже сдали отчеты о вакцинировании своих сотрудников, а кто не сдал — тому будет плохо. Не успел более или менее устаканиться рынок ДСП, как пришла новая беда: теперь лихорадит рынок MDF, но в 4-м квартале может стать полегче. IKEA стала одним из фигурантов громкого расследования о нелегальных вырубках сибирских лесов, а российские маркетплейсы продолжают оттачивать мастерство, хотя и не всегда удачно.
Под знаком жары и пандемии
Два главных события июля — аномальная жара и новые коронавирусные ограничения — ожидаемо привели к падению трафика в торговых центрах, не помогло даже возобновление работы фудкортов. В первую неделю июля Shopping Index в Москве снизился на 16% к 2019-му году, а в Санкт-Петербурге так и вовсе на 22,2%.
Не утихала и суета вокруг обязательной вакцинации, общая нервозность усугублялась нехваткой вакцины и огромными очередями решивших-таки привиться. Московские власти, поняв, что поставленный ими дедлайн соблюсти никак не получится, продлили его на неделю, до 22 июля (хотя Роспотребнадзор и утверждает, что большинство столичных предпринимателей уже представили отчеты о вакцинировании не менее 60% своих сотрудников). Говорят, тем, кто так и не сдал отчет, направлено некое предостережение. Звучит загадочно и зловеще. Впрочем, наших предпринимателей так легко на испуг не возьмешь: они готовы ко всему, в том числе и к новым локдаунам. Сервис Oprosso выяснил, что более 62% опрошенных бизнесменов подготовились к карантину, к тому же во время прошлогоднего карантина компании научились работать удаленно, а 48% респондентов сказали, что часть сотрудников продолжила работу в удаленном режиме и после снятия карантина. Правда, несмотря на высокую степень готовности к новым ограничениям, лишь меньше четверти опрошенных (23,5%) смогут работать в условиях локдауна сколь угодно долго, 9% выдержат полгода, а 18% вовсе не смогут работать в дистанционном режиме.
Активность на рынке недвижимости и дефицит MDF — есть ли связь?
Льготная ипотека пошла на спад. Несмотря на то, что программа была продлена до 1 июля 2022 года, повышение ставки до 7% и снижение порога до 3 млн рублей привело к резкому уменьшению количества заявок. В среднем по России число желающих взять льготный ипотечный кредит в июле снизилось в 2,5 раза, а в Москве и Санкт-Петербурге снижение оказалось еще более существенным (в частности, в Москве в первой половине июля было подано около 1,3 тысячи заявок против 4,7 тысяч месяцем ранее). Эксперты считают, что изменение условий выдачи льготной ипотеки приведет к смещению спроса в регионы и замедлит рост цен на жилье, однако ожидать их снижения не следует. В целом, по оценкам аналитиков, к концу года спрос на льготную ипотеку сократится на 20–30%, но к обвалу на рынке недвижимости это не приведет.
Для мебельщиков бурное развитие рынка недвижимости и хорошо, и плохо: с одной стороны, стимулируется спрос на мебель, с другой — строительный сектор оттягивает на себя большие объемы материалов, создавая дефицит, что сейчас и произошло на рынке MDF. В АМПДР считают, что причиной нехватки MDF и роста цен, наряду с идущим с начала года подорожанием леса-кругляка, стали и высокие темпы жилищного строительства. Следовательно, некоторое охлаждение на рынке недвижимости должно ослабить дефицит плиты, равно как и ввод в строй нового завода «Кроношпан» по производству MDF в Людиново. Выпуск первой плиты запланирован на август этого года, а на проектную мощность 500 тыс. м3/год завод выйдет в 4-м квартале, рассказал FCP Media директор по развитию бизнеса ООО «Кроношпан ГМХ» Илья Овчинников.
Еще одна новость: на Игоревском ДОКе, ставшем предметом имущественных споров между «Кроношпаном» и «Русским ламинатом» в 2020-м году, запущена линия ламинирования ДСП. Напомним, что Игоревский ДОК, расположенный в Смоленской области, простаивал больше года. Трудившиеся на нём 600 человек остались без работы. Предприятие было запущено вновь в конце апреля 2021-го в период острого дефицита ДСП и сразу вошло в круглосуточный режим, выпуская облицовочную плиту. На сегодняшний день на заводе занято больше двухсот человек.
IKEA снова в фокусе внимания
На прошлой неделе разразился грандиозный скандал вокруг IKEA: британская общественная организация Earthsight опубликовала расследование IKEA’s House of Horrors, где говорится, что IKEA годами продавала детскую мебель, изготовленную из нелегально вырубленной древесины. В течение последних 10 лет шведский ритейлер закупал древесину у группы компаний, причастных к незаконной рубке леса в Сибири и аффилированных с Евгением Бакуровым, депутатом Иркутского ЗакСобрания и, как утверждает Earthsight, входящим в топ-50 богатейших российских политиков. Компании Бакурова добывали лес под видом санитарных рубок, с многочисленными нарушениями лесного и природоохранного законодательства. Всего в течение последних десяти лет было нелегально вырублено 1,16 млн куб. м леса в охраняемых лесах. Древесина, сертифицированная по всем правилам по стандартам FSC, поставлялась в Индонезию, а оттуда — в европейские подразделения IKEA. Помимо IKEA, нелегальный лес обнаружился в целом ряде цепочек поставок древесины в Европу и в США. Расследователи Earhtsight считают, что большая доля ответственности лежит на Лесном попечительском совете (Forest Stewardship Council), выдающем сертификаты FSC: расследование показало, что этот документ не заслуживает того доверия, которое ему оказывали. IKEA отрицает свою причастность к скандалу и утверждает, что древесина была добыта легальным путем. Тем не менее, шведский концерн прервал сотрудничество с компаниями Евгения Бакурова и временно приостановил закупки сибирской и дальневосточной древесины, получаемой в ходе санитарных рубок.
В будущем IKEA собирается урезать «ширину и глубину» своего ассортимента, такое решение концерн принял в связи с ажиотажным спросом на рынке товаров для дома и перебоями в поставках из азиатского региона. Уже в 2022-м финансовом году компания планирует сократить ассортиментный объем в Европе примерно на 5%, а в США — на 4%. Сейчас IKEA продает около 12 тысяч товарных наименований; предположительно, предложение должно сократиться примерно на 600 наименований (в самой компании точные цифры не называют). С помощью этой меры IKEA рассчитывает избежать такой ситуации, когда покупатели вдруг столкнутся с пустыми полками, и обеспечить постоянное наличие товаров в своих физических и онлайн-магазинах.
И хотя сокращение ассортимента IKEA — дело уже решенное, сокращать свое физическое присутствие на рынке компания не планирует. Наоборот, шведы продолжат создавать новые торговые локации. Напомним, что именно в России компания запустила программу открытия торговых точек в мини-формате в регионах; первые такие магазины появятся в Саратове и в Ижевске.
Маркетплейсы на пути к совершенству
«Яндекс.Маркет» дополнил приложение функциями просмотра товаров в 3D-формате и в режиме дополненной реальности. Новая опция разработана на основе технологии Object Capture от Apple. Селлеры «Яндекс.Маркета» могут самостоятельно создать 3D-модели своих товаров или поручить это маркетплейсу.
Но если с внедрением новых технологий у «Яндекс.Маркета» все хорошо, то во взаимоотношениях с партнерами дела обстоят не так гладко. С 1 августа маркетплейс меняет порядок выплаты вознаграждений пунктам выдачи: теперь вместо гарантированных выплат компания будет платить 20% от суммы обработанных заказов. Владельцы брендированных пунктов выдачи уже подсчитали, что с новыми правилами заработанных средств не будет хватать на поддержание работы площадок. Инициативная группа даже разместила на change.org петицию на имя главы «Яндекс.Маркета», однако на настоящий момент петиция уже закрыта (возможно, удалось как-то договориться).
«AliExpress Россия» меняет формат логистической системы: прежде эксклюзивным оператором доставки была «Цайняо», дочерняя компания Alibaba, теперь же она становится одним из партнеров маркетлейса, а «AliExpress» займется созданием собственной инфраструктуры. Первым этапом станет открытие фулфилмент-центра в Подмосковье, где маркетплейс уже оформил долгосрочную аренду склада.
Одной строкой
Июль мог пройти под знаком дилерских сессий, но новые антиковидные ограничения не позволили провести запланированные собрания в столичном регионе. Компания «Шатура», ранее объявившая дилерский сбор, посвящённый 60-летию, была вынуждена отменить мероприятие.
Компании «Мария», базирующейся в Саратове, повезло больше. Первый постпандемийный слет дилеров прошел в духоподъёмной атмосфере. Были награждены лучшие, поставлены задачи на будущее. Подробностями поделимся в самое ближайшее время.
«Аскона» обнародовала итоги работы за первое полугодие 2021-го. Общая выручка (GMV) за первые 6 месяцев выросла на 46% к 2020 г. и на 49% к 2019 г. и составила 20 млрд 733 млн руб. Выручка за пределами России удвоилась и достигла 1 млрд 57 млн руб. По словам СЕО Askona Life Group, перед командой стоит сложная задача сохранить темпы роста на 2 полугодие.
Сеть кастомизированных товаров для сна Beyosa продолжает активную франшизную экспансию. На прошлой неделе компания открыла сразу пять фирменных салонов: в Перми, Омске, Симферополе и Челябинске. В пятницу 24 июля, на День российской торговли, под залпы салюта был открыт магазин в Нижнем Новгороде.