Десятилетиями «Икеа» была мебельным ритейлером номер один во всём мире, и вот теперь статус-кво, похоже, начинает меняться: СМИ сообщают об ослаблении позиций шведского мебельного концерна в США и Китае. Ощутимо теснят желто-голубых и в Германии: Otto перехватывает лидерские позиции в онлайн-торговле, в физической рознице пытается доминировать группа XXXLutz, не упускают своего и нишевые ритейлеры, каждый из которых откусывает свою долю. Для «Икеа» Германия — стратегически важный рынок. Здесь работают преимущественно франчайзинговые партнеры компании. На немецкий рынок приходится 16% глобального оборота (для сравнения: Северная Америка — 14%, Россия, Азия и Австралия вместе взятые — 7%). Не означает ли происходящее там, что «Икеа» постепенно перестаёт быть безусловным лидером глобального мебельного ритейла?
В самой компании к успехам конкурентов относятся спокойно, а может быть просто хорошо умеют держать лицо. Во всяком случае, тот факт, что интервью с шефом IKEA Deutschland Деннисом Балслев появилось в Wirtschaftswoche меньше, чем через сутки после публикаций об ослаблении позиций компании на целом ряде рынков, скорее, указывает на то, что тема эта для «Икеа» достаточно чувствительна.
По словам Денниса Балслев, для компании неважно, останется ли она по-прежнему номером один или будет номером два (а перспектива стать номером два уже маячит на горизонте: сейчас доля Оtto в онлайн-сегменте значительно превышает долю «Икеа», а если XXXLutz приобретет 50% в компаниях Roller и Tejos / Schulenburg, шведы потеряют лидерство на немецком мебельном рынке в целом). Рост XXXLutz, поясняет г-н Балслев, произошел за счет того, что ритейлер в течение многих лет покупал другие компании. У «Икеа» другая стратегия: она не покупала и не будет покупать другие компании, в ее арсенале есть другие возможности для роста.
— Для нас важнее всего то, чего хочет клиент. Если наши покупатели скажут нам, что им по-прежнему нравится посещать наши традиционные магазины на окраинах, мы продолжим предлагать им этот формат. Если они захотят делать заказы онлайн, мы предоставим им эту возможность. Кроме того, мы тестируем магазины сити-формата в центрах городов. У нас нет какого-то одного предпочтительного канала продаж, и мы не хотим быть ни XXXLutz, ни Amazon, самое важное для нас — это органический рост.
В прошлом году IKEA Deutschland выросла в электронной торговле на 74%, доля онлайн-покупок составляет сейчас около 16%. Через четыре года эта цифра должна вырасти до 20-25% (в Китае, США и Великобритании доля онлайн-покупателей составляет 30-35%). При этом физическая розница останется важной частью стратегии омниканальности: люди приезжают в «Икеа» не просто за покупками, а чтобы хорошо провести время. В самой компании говорят, что самый лучший продавец диванов — это рестораны «Икеа».
Самой большой проблемой компании остается доставка, признает Деннис Балслев: из-за слишком долгих сроков «Икеа» теряет часть клиентов. Это глобальная проблема, во всяком случае, и российские покупатели часто жалуются на плохую доставку. В компании над этим работают: расширяют логистические мощности, заключают договора с транспортными компаниями, внедряют автоматизацию. У «Икеа» есть несколько проектов, реализация которых позволит перемещать крупногабаритную мебель без вмешательства человека. В своем дистрибьютерском центре в Дортмунде компания тестирует самоходные грузовики и экзоскелеты, а в следующем финансовом году впервые проведет инвентаризацию с помощью дронов.
Вместе с тем, по официальным пресс-релизам, чистая прибыль группы «Интер ИКЕА» в 2020 финансовом году выросла на 16.57% и составила 1.731 млрд. евро против 1.485 млрд. евро годом ранее. Общий объём розничных продаж IKEA в 2020 финансовом году составил 39.6 млрд. евро (на 4% меньше, чем в 2019 финансовом году). Общая выручка Inter IKEA Group за 2020 финансовый год составила 23.6 млрд евро. Это также меньше, чем в прошлом году, но валовая прибыль увеличилась, поскольку закупочные цены были ниже запланированных. Кроме того, группа снизила операционные расходы за счет прекращения набора персонала и сокращения ожидаемых расходов на консультации.
В России, в свою очередь, «Икеа» остаётся продавцом мебели номер один. По данным «СПАРКа», выручка ООО «Икеа Дом» (управляет магазинами IKEA в России) в 2019 году выросла на 12,6%, до 115,355 млрд рублей. Годом ранее рост составлял 11,3%. В 2020 финансовом году, несмотря на экономические и социальные трудности, вызванные пандемией COVID-19, продажи концерна в России продемонстрировали рост на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Магазины «Икеа» посетили около 46,7 млн россиян. Интернет-платформа стала основным каналом продаж: за год было выполнено 2,3 млн. онлайн-заказов и более 2 млн. доставок, что на 64% больше, чем в 2019 году. Компания продолжает трансформацию своего бизнеса, делая товары для дома более доступными и экологичными для многих людей.