19 июня в «Экспоцентре», параллельно с Цифровым Мебельным Форумом, состоялась V Всероссийская конференция производителей мебели, организованная Ассоциацией производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).
Большая часть мероприятия прошла в деловой, рабочей атмосфере: президент АМДПР Александр Шестаков поприветствовал гостей конференции, гендиректор Ассоциации Тимур Иртуганов рассказал о ситуации в ЛПК — динамике производства и цен, и дал прогноз развития отрасли.
Производство мебели в 1 квартале 2024 года выросло в штуках на +27%, в денежном выражении — на +24%. Объемы производства ДСП за 1 квартал подросли на +12%, а в апреле — на +13%, составив 993 усл. м3, что является рекордом за апрель как минимум с 2019 года. Выпуск фанеры в натуральном выражении в 1 квартале увеличился на +17% год к году.
В ходе оперштаба участием представителя Минпромторга обсудили ряд острых отраслевых проблем. Большие сложности возникли у производителей фанеры: они столкнулись с кратным повышением цен на фенол и с дефицитом фанкряжа. Было принято решение провести межведомственное совещание по фенолу с участием производителей фенола и смол — в прошлом году, когда возникла аналогичная ситуация, Минпромторгу удалось ее разрешить. Что касается дефицита фанкряжа, то решить проблему можно двумя способами: либо квотировать экспорт, либо распространить на этот вид сырья действие постановления, регламентирующего экспорт необработанной древесины.
Помимо этого обсуждались вопросы включения зарубежных мебельных выставок в календарь РЭЦ на 2025–2026 годы, а также импортозамещение мебельной фурнитуры и комплектующих для оборудования.
После опер-штаба производители мебели и древесных плит делились наболевшим. Станислав Серов (Эггер) отметил, что цены на автоперевозки и морские контейнеры снизились, и это хорошо, но палки в колеса вставляет РЖД — контейнеры простаивают по несколько недель.
О проблемах экспортеров мебели говорил Сергей Змиевский («Любимый Дом»). Компания вкладывает значительные средства в поиск новых рынков, участвует во всех выставках в Турции и на Ближнем Востоке, находит новых партнеров и выполняет заказы, но получить за свою работу деньги практически невозможно, потому что мебель является санкционным товаром.
Виталий Кривошеев (Лига) обрисовал ситуацию с переоснащением и модернизацией мебельных производств — мебельщики активно приобретают новое оборудование, несмотря на то, что возможностей финансирования у отрасли совсем немного: в ФРП заявки от нашей отрасли рассматриваются по остаточному принципу и льготные займы удается получить единицам, поэтому остается лизинг.
Под занавес собрания ящик Пандоры попытался открыть Сергей Радченко («Ангстрем»), поинтересовавшись у представителя Минпромторга, планируются какие -либо госпрограммы по развитию отечественного станкостроения для мебельной и деревообрабатывающей отраслей. После небольшого, но бурного диалога при выключенных микрофонах, вопрос предпочли снять, так как спикер акцентировал внимание аудитории на проблемах самолетостроения.