Сеть салонов мебели «Цвет диванов» объявила о запуске программы trade-in по приему и вторичной переработке диванов, бывших в употреблении. С 16 июня все покупатели мягкой мебели в сети «Цвет диванов» получают именной бессрочный сертификат trade-in, который дает право на приобретение следующего изделия со скидкой до 50%.
Как сообщается в официальном пресс-релизе, анонсируя эту услугу, компания декларирует свою приверженность законам циклической экономики и выступает в качестве популяризатора осознанного потребления. Стимулировать эту инициативу предполагается в том числе и серьезными скидками. Правда, воспользоваться ими можно будет лишь по истечении срока эксплуатации изделия, уже имеющего сертификат trade-in.
Помимо бонусной скидки обладатели сертификата получат и бесплатный доступ к сервису утилизации. То есть старый диван будет вывозиться от клиента силами ритейлера. Принятые от клиентов изделия разбираются на части (металлокаркас, текстиль, наполнитель) и передаются партнерам, обладающими соответствующими экспертизами по экологичной утилизации.
Услуга trade-in распространена на автомобильном рынке и у ритейлеров, специализирующихся на продаже электроники и бытовой техники. Но в этих секторах она прямо ориентирована на стимуляцию спроса новых продуктов. Существуют сети сервисов (зачастую аффилированных самими производителями и ритейлерами), принимающих в переработку б\у модели. Часть из них утилизируется, часть перепродается через классифайды.
В мебельном ритейле сервис trade-in в большей степени соотносят с куда более благородными темами ресайклинга, экологичной утилизации и осознанного потребления, хотя экономический смысл явления понятен даже младенцу. Внедряя эти сервисы, компании повышают процент вторичных покупок и формируют базу лояльных клиентов. Однако как быстро покупатель решится сменить новый диван на ещё более новый? Не является ли услуга утилизации половинчатой? Вот и «Цвет диванов» сообщает только об уничтожении старого дивана и даже прописывает варианты скидки для изделий со сроком службы до 5 лет и старше.
Однако практический «бизнесовый» контекст trade in, когда партнер реселлера зарабатывает на дальнейшей продаже старого изделия, а сам реселлер — на продаже нового, не менее полезен.
Вот, например, американский стартап Sabai, специализирующийся на изготовлении заказных диванов средне-высокого ценового сегмента, недавно запустил программу обратного выкупа собственных изделий с целью дальнейшей их перепродажи потребителям с более низкими доходами. Sabai утверждает, что новая услуга — это часть долгосрочной миссии продлить срок службы каждого дивана и, в конечном итоге, утилизировать его. Идея состоит в том, чтобы создать полностью замкнутую систему, которая навсегда предотвратит попадание диванов на свалки. Если учесть, что ежегодно более 12 миллионов тонн подержанной мебели оказывается на мусорных полигонах США, инициатива Sabai становится в ранг с социально значимыми.
Sabai в сущности «убивает двух зайцев»: стимулирует чаще обновлять интерьер своих постоянных покупателей и находит способы угодить потребителям, ориентированным на б\у покупки. Третий «заяц» — поддержка потребителей, ориентированных на то, чтобы сделать этот мир чище, заявлен по умолчанию.
Sabai предлагает два варианта выкупа собственных изделий. Владелец дивана может отдать его обратно и получить 15% от продажной цены наличными, либо оформить новую покупку (уже с 20%-й скидкой) . Подержанные диваны продаются в интернет магазине Sabai. В компании говорят, что самое сложное в этой бизнес модели — формирование логистического сервиса доставки б\у диванов, учитывая расстояния в США. Менеджмент Sabai потратил месяцы на поиск подходящего партнера с сетью национальных складов.
— До недавнего времени у мебельных брендов не было стимула для внедрения услуги обратного выкупа, — комментирует основатель Sabai Фантила Фатарапрасит. — Считается, что гораздо проще и эффективнее внедрить сервис утилизации и продавать новые изделия. Но ситуация в мире меняется. Mиллениалы и зумеры больше озабочены состоянием окружающей среды, чем предыдущие поколения. Они хотят принимать более ответственные решения, когда дело касается их мебели.