Уже через 10 лет поколение Z (старшим представителям которого сейчас чуть меньше двадцати лет) будет определять тенденции потребления, утверждают аналитики SberCIB Investment Research.
Новое исследование показало, что сейчас наиболее активные потребители — это иксы и миллениалы: россияне в возрасте 30-39 лет. В 2019-м году на их долю пришлось 32,4% от общего объёма потребления. В этом возрасте люди обычно обзаводятся семьей и детьми и, соответственно, стремятся обустроить свой быт, приобретая недвижимость и товары длительного пользования, включая мебель.
Зумеры пока не так активны, однако, в ближайшие 15 лет ситуация изменится коренным образом. Сейчас в структуре трудоспособного населения больше всего миллениалов (42,8%), но к 2036-му году их доля снизится до 40%, а доля зумеров возрастет с 15,2% до 29,7%. Плюс к ним примкнут представители поколения «альфа», родившиеся в 2013-м году и позже. Их доля составит 16,6% трудоспособных граждан.
В структуре потребления первенство пока принадлежит миллениалам (46%), доля зумеров куда скромнее — всего 8%. Но уже через 13 лет обе эти возрастные группы сравняются, а затем зумеры определят миллениалов, хотя последних по-прежнему будет больше.
Старение населения будет влиять на модели потребления: сейчас средний возраст россиянина 39,7 года, в 2036-м он составит 43,2 года. По мнению аналитиков Сбера, это означает, в частности, что увеличатся расходы на товары для дома, так что для мебельщиков это хорошая новость. А вот доля зумеров и «альфа» в категории товаров для дома будет расти медленнее, потому что представители этих поколений будут обзаводиться семьями позже, чем это делали их родители.
Зумеры охотнее пробуют новые товары и услуги и с легкостью меняют бренды. Для поколения Z бренды в принципе не так важны, как концепция продукта, о чем заявила половина опрошенных. (Для сравнения: 41% миллениалов не придают большого значения брендам, а среди поколения X — 37%). Это означает, что у молодых неизвестных компаний есть хорошие шансы привлечь к себе внимание потребителей-зумеров.
Выбирая товар, зумеры ориентируются на независимые отзывы и рекламную информацию, а значит, ритейлеры должны будут размещать на своих сайтах потребительские обзоры и поощрять тех потребителей, которые готовы делиться своим мнением о товаре или услуге. Среди зумеров доля тех, кто быстро принимает решение о покупке, чуть выше, чем в других возрастных группах (Z — 13%, Y — 11%, X — 8%).
Зумеры предпочитают пользоваться, а не владеть, поэтому модель подписки на товары и услуги в ближайшие 10-15 лет может стать вполне рабочей. Уже сейчас 63% зумеров оценивают ее положительно или нейтрально. Ну и, разумеется, поколение Z любит делать покупки онлайн. Это помогает избежать стояния в очередях и экономит время, считают опрошенные.
Исследование подготовлено на основе статистики больших данных Сбербанка и опроса «Потребительский индекс Иванова». («Индекс Иванова» — это индекс потребительской уверенности россиян, учитывающий динамику расходов и потребительское поведение.