Делать прогнозы сейчас никто не берется, но без статистики бизнес становится слеп даже в узком горизонте планирования. Собрали для вас несколько свежих цифр и выводов о поведении предпринимателей и потребителей.
Аналитический центр НАФИ исхитрился добиться от бизнеса ответа на вопрос, что будет с продажами в 2022 году. Падения в целом ожидает 51% компаний, но каким именно оно будет, мнения разделились. Самый оптимистичный сценарий — падение на 10–15% (так считают 16%), самый плохой — на 50% и более (в него верят 8% респондентов). Оптимистов среди опрошенных оказалось 26% (не так уж и мало): они уверены, что продажи у них вырастут, рост прогнозируется в диапазоне от +10% до +25% и выше. Не будет ни роста, ни падения, считают 16%.
Кое-какой потребительский актив, способный обеспечить рост продаж, в России тоже имеется. По косвенным данным, теоретически это может быть не меньше 10–15% населения. Индекс потребительского доверия россиян от РОМИР показывает, что в моменте граждане не очень хотят расставаться со свободными деньгами: 31% не собирается ни тратить их, ни вкладывать. Каждый четвертый планирует инвестировать в здоровье (это понятно, людям хочется пережить вот это все и узнать, что будет потом). Каждый пятый у нас — отчаянный смельчак, готовый открыть депозитный счет (сильно рискованное вложение, учитывая последние активности Госдумы и Совфеда). И, наконец, 11%, хотят вложить свободные деньги в недвижимость и землю, значит, и мебель будут покупать. Цифры РОМИР вполне соотносятся с данными ВЦИОМ: в ходе майского опроса 70% россиян сказали, что сейчас неподходящее время для крупных покупок (+16 п. к маю 2021). Оптимистов, считающих, что сейчас как раз самое время крупно потратиться, нашлось 13% (в мае 2021 таких было 26%).
Майское падение спроса на мебель случилось явно не везде: например, «Эвотор» обнаружил аномальный рост розничных продаж мебели в трех российских городах. В Челябинске выручка мебельных магазинов выросла на 51%, в Самаре — на 39%, в Уфе — на 24%. Челябинцы, самарцы и уфимцы, если у вас есть объяснение сего феномена, поделитесь с нами инсайтами.
Туристическая отрасль в этом году опять не составит конкуренции мебельной, причины всем известны. В отсутствие альтернативы люди чаще будут проводить летние отпуска на дачах, что явно видно из аналитики Avito. С 1 мая по 15 июня спрос на мебель для загородных жилищ вырос на 36% год к году. Средний чек на базовый набор мебели и техники для дачи составил 73 тыс. руб. Чаще всего для дачи покупали столы и стулья (+44%, средний чек 6,1 тыс. руб.), шкафы, комоды и стеллажи (+31%, средний чек 7,8 тыс. руб), кухонные гарнитуры (+28%, средний чек 13,9 тыс. руб.) и мягкую мебель (+24%, средний чек 11 тыс. руб.).