С уходом зарубежных брендов вырос выбор площадок в торговых центрах, однако параллельно сокращаются объемы ввода новых объектов — не исключено, что через какое-то время вновь возникнет дефицит качественных торговых площадей. По данным аналитического ресурса Arenda-tk, в прошлом году в России открылось 34 торговых комплекса, при этом ряд крупных проектов был отложен.
В Московском регионе ввели в строй 5 ТЦ — это наименьший показатель за все время (54 942 кв. м, почти на 25% меньше, чем в 2022-м) . В Санкт-Петербурге и Ленинградской области динамика чуть лучше — здесь в 2023 году построили 36 273 кв. м (+64%). В регионах торговые площади выросли на 261 973 кв. м — немного больше, чем годом ранее.
Посещаемость торговых центров отстает от 2019 года примерно на 22%. Трафик за 2023 год вырос очень незначительно: Mall Index по стране увеличился в среднем на 1% год к году, а в Москве даже снизился на тот же 1%. В первые недели января трафик в московских ТЦ увеличился на 1%, в Санкт-Петербурге — на 4%. Эксперты считают, что столь незначительный рост посещаемости может быть связан с холодами, и ожидают некоторого восстановления в последующие недели.
В начале года торговые центры уведомили арендаторов о повышении арендных ставок на 5–10%, рассказал FCP Media Павел Люлин, вице-президент Союза Торговых Центров. Кто-то из арендаторов согласился с новыми условиями, кто-то находится в процессе переговоров. Павел Люлин не исключает, что в этом году будет происходить ротация арендаторов.
— После ухода зарубежных ритейлеров многие ТЦ, особенно в регионах, дабы не допустить простаивания торговых площадей, сдавали их по относительно невысоким ставкам. Сейчас, когда вакантность площадей составляет около 10%, ТЦ, вероятно, будут отдавать эти площади другим игрокам, готовым платить по рыночной арендной ставке.
По словам Павла Люлина, ожидать восстановления трафика до уровня 2019 года в ближайшее время не следует. Чтобы это произошло, торговым центрам необходимо перефоматироваться и стать своего рода центрами притяжения для посетителей за счет усиления развлекательной, социальной и образовательной функций.
Кстати, это понимают не только девелоперы крупных ТРЦ, но и владельцы профильных мебельных центров, которые собирают специализированный трафик благодаря широкой представленности мебельных брендов и групп товаров для дома. Примером может служить ярославский мебельный центр «МебельМаркт», который только в прошлом году провёл 12 тематических праздников.
Андрей Овчинников, исполнительный директор московского регионального отделения Lazurit, отметил, что собственники ТЦ, заинтересованные в долгосрочном сотрудничестве, предоставляют ключевым партнерам скидки, а индексация, если и проводится, то в минимальных размерах, и как правило, привязана к ценам на коммунальные платежи. В целом компании удалось удержать долю затрат на аренду в рамках 2022 года.
— Ставки в целом должны снижаться, так как предложение по площадям растет. ТЦ, где лояльно относятся к партнерам, будут заполнены. Рост доли аренды для мебельщиков в наше время неприемлем. Даже при кажущемся высоком обороте мы закрываем торговые точки, в которых не можем привести долю аренды к необходимому показателю.
В прошлом году мебельщики оказались в фокусе внимания ТЦ и девелоперов торговой недвижимости. Звезды сошлись удачно: с одной стороны, сам мебельный ритейл активно развивал новые форматы, с другой — новый собственник всех ТРЦ «Мега» в России, группа «Газпромбанк», был заинтересована в том, чтобы заполнить освободившиеся площади IKEA мебельными компаниями. Сейчас крупные мебельные компании ведут переговоры об открытии своих шоурумов на площадках бывших гипермаркетов шведского ритейлера, а кое-кто уже открылся. В частности, летом прошлого года в ростовской «Меге» появился «Любимый дом», занявший пятую часть всей свободной территории. Российские мебельщики занимают и «городские» форматы IKEA. Например, в течение прошлого года открылись гипермаркет мебели и товаров для дома Lazurit в ТЦ «Европолис» и мебельный гипермаркет «Мебельрум» в «Авиапарке», а в январе 2024-го в ТРЦ «Мозаика» появился гипермаркет мебели и товаров для дома РУММИ home. В 2024-м мебельные компании также имеют планы на открытие новых магазинов на площадях ранее принадлежащих шведам. Посмотрим насколько эта память поможет в обеспечении нового трафика.