В новогодние каникулы, когда все планировали отдохнуть и расслабиться после потрясений прошлого года, случилось очередное серьезное потрясение, последствия которого для ритейла пока еще не вполне ясны. Народные волнения, начавшиеся 2 января в Актау как протест против повышения цен на сжиженный газ, к 4 января охватили все крупные города страны. Уже 5 января в Алма-Ате и нескольких других городах протесты переросли в столкновения с силовиками, поджоги административных зданий и мародерство. По информации Forbes, только в ночь на 5 января в Алма-Ате разграбили 120 магазинов и 180 ресторанов.
Хаоса и неразберихи добавили отключение интернета и мобильной связи, закрытие банкоматов и обменных пунктов, прекращение авиасообщения. В Алма-Ате из-за захвата международного аэропорта застряли сотни россиян, среди которых оказались и вице-президент ГК «Аскона» Владимир Корчагов с семьей.
— Самая напряженная обстановка была 6 и 7 января. Приходило много сообщений о террористической атаке, вооруженных столкновениях, о том, что отвоевали аэропорт, говорили о захвате основной телевизионной башни Коктобе и о том, что террористы планируют выйти в прямой эфир, информация о захвате резиденции Назарбаева в Алма-Ате. К вечеру 7 января связь была заглушена полностью на международных номерах. На местных симках осталась только телефонная связь. Основным каналом получения информации для нас было телевидение — казахстанский телеканал Хабар 24 и российские РБК и Россия 24. В стране были отключены все безналичные платежи, 6 января уже не было налички в банкоматах. 7 января в конце дня появились первые сообщения о том, что ситуация постепенно берется под контроль, а президент Токаев обратился за помощью в ОДКБ.
— Эвакуация россиян началась 9 января. Все происходило в оцепленном аэропорту под вооруженным конвоем миротворцев. Нас вывозили на военном грузовом ИЛ-76 под кодовым названием Борт №3 в аэропорт Чкаловский.
На сегодняшний день нормальная жизнь в стране постепенно восстанавливается, но ритейлу еще предстоит подсчитывать убытки. По предварительным данным Союза торговых сетей Казахстана, за 1–8 января розничная торговля потеряла около 4,53 млрд руб. Сообщается, что российские торговые сети практически не пострадали, за исключением «Спортмастера» и O’stin. Эту информацию подтверждает владелец DNS Дмитрий Алексеев, правда, он отмечает, что магазины сети расположены, главным образом, на севере страны, где не было таких беспорядков, как в Алма-Ате.
— На текущий момент ущерб нанесен только офису, — сообщает Владимир Корчагов. — Мы арендуем помещения в бизнес-центре на Площади Республики, 13, на которой происходили основные события. В этом здании находятся и офисы некоторых банков, а также национальный филиал МТРК «Мир» в Республике Казахстан, офис которого был разгромлен 5 января. Кабинеты «Асконы» расположены в другом крыле здания и пострадали в меньшей степени, поджоги его не затронули. Но, к сожалению, в представительстве разбиты стекла и вынесена оргтехника. Как раз сегодня для оценки ущерба в офис организован доступ некоторых сотрудников с полицией и кинологами.
Салоны «Асконы», расположенные Казахстане, по предварительным данным, не пострадали. Но речь идет только о тех магазинах, в которые мы имеем доступ, т. к. еще не во все торговые центры можно попасть. На сегодняшний день заработали салоны в Караганде, Актобе, Астане. Алма-Ата пока работает в ограниченном режиме, но рассчитываем, что до 18 января торговля в старой столице будет восстановлена полностью.
Для российской мебельной отрасли Казахстан — один из важных экспортных рынков: в 2021 году доля России в общем объеме импорта мебели в страну составляла 45% (+5% год к году). Российские ритейлеры развивают в Казахстане собственные розничные сети, в частности «Аскона» с 2019 года активно разворачивает здесь свою розницу.
— Развитие «Асконы» в Казахстане планировалось по тому же сценарию, что и в России, — комментирует Владимир Корчагов, — в основном, за счет укрупнения уже существующих магазинов. Мы также стали заходить в ТРЦ, открывать флагманские форматы. У нас был достаточно хороший 2021-й год, увеличили выручку в два раза. Такой же двукратный рост мы планировали на 2022-й год.
«Дочка» «Асконы» Beyosa в прошлом году также вышла в Казахстан и уже обзавелась там двумя локациями в Нур-Султане (Астане) и Алма-Ате. Торговые центры, где расположены магазины, пока закрыты, но, во всяком случае, они не были разгромлены или разграблены. Тем не менее, руководитель проекта Beyosa Светлана Образцова считает, что по продажам январь «вылетел».
Ирина Беляева, основатель и директор компании «Престиж» (Актау) говорит, что в ее жизни это уже третья война.
— Сначала было страшно за магазины и за бизнес, потом страшно за жизнь. Протесты начались как раз у нас, но в итоге они развернулись в алма-атинский сценарий. Мы ходили к протестующим, просили и уговаривали их. В итоге, разгромить ничего не дали, вот в Алма-Ате сильно всем досталось. В субботу 8 января мы снова открылись — зарплату платить надо, а, как показывает опыт, в этом нам никто не поможет.
По словам Ирины Беляевой, на 11 января ситуация полностью стабилизировалась, заработала система оплаты банковскими картами, открываются магазины. По ее мнению, последние события в Казахстане не окажут заметного влияния на спрос: в Казахстане ведется активное жилищное строительство, а значит, мебель будет по-прежнему нужна. Пока выручка держится на уровне 70–80% от ожидаемой, но тому есть объективные причины: в стране пока сохраняется комендантский час и режим ЧС. Однако главная причина проседания выручки, считает Ирина Беляева, — нестабильный курс валюты. С 12 января возобновляет работу валютная биржа, председатель Нацбанка Казахстана уже заверил, что власти сделают все возможное, чтобы доказать стабильность казахской валюты. Если после валютных торгов курс тенге останется прежним, ситуация стабилизируется на 100%, уверена Ирина Беляева.
Похожие прогнозы на развитие ситуации даёт и Владимир Корчагов. Кроме того, на данном этапе «Аскона» не собирается останавливать инвестиции в казахстанский проект.
— Сейчас люди в крупных городах еще сильно напуганы. У них нет желания ходить в магазины и даже вносить постоплату за уже предоплаченный заказ. Мы зафиксировали несколько случаев отказа от предзаказов, понятно, что кто-то наверняка пострадал, кто-то боится каких-то изменений. Народ пока в панике. Трафика нет, и, в принципе, очень снижена клиентская активность. Мы сейчас восстанавливаем работу сервиса и уже начали отгрузку заказов, которые должны были быть доставлены в первую неделю января, но, по понятным причинам, не состоялись. Я думаю, что панические настроения будут сохранятся еще, как минимум, 2–3 недели, но понемногу все придет в норму. В городах, где ситуация была более-менее спокойной, например, в Астане, нормальный режим восстановится быстрее.
— Что касается планов по развитию в Казахстане, то мы их не меняем. В 2022-м мы предполагаем расти по всем направлениям: физическая розница, партнерская розница и e-com. Выделены серьезные инвестиции на построение ИТ-инфраструктуры и от этих задач мы точно не будем отказываться и как-либо корректировать. Рынок Казахстана для нас перспективный, поэтому наши инвестиции в развитие не остановятся.