Бизнес-модель подписки в сегменте мебели и товаров для дома, которую еще пару лет назад считали неприменимой в России, во всяком случае в ближайшей перспективе, теперь уже не кажется чем-то нереальным. Вот уже и «Аскона» собирается тестировать на российском рынке подписную модель бизнеса, Blue Sleep тоже предпринимает попытки сделать этот сервис.
В пользу жизнеспособности подписки в России говорит и ситуация на рынке жилой недвижимости. Основной потребитель в этом сегменте — арендатор жилья, сейчас в съемных квартирах живут около 10% российских семей, но потенциал рынка гораздо больше, считает гендиректор «ДОМ.РФ» Виталий Мутко. Механизмы господдержки рынка аренды могли бы решить проблему доступного жилья, тем более что других вариантов немного: 35% российских семей не могут взять ипотеку даже под нулевую процентную ставку.
В «ДОМ.РФ» ссылаются на опыт США, где жилье снимают 33% американцев, а господдержкой пользуется каждый девятый арендатор. При такой доле арендного жилья неудивительно, что обитатели «земли кочевников» накопили немалый опыт и в подписке в сегменте товаров для дома. А за время пандемии эта бизнес-модель буквально взлетела: сейчас за клиентов в крупных городах США конкурируют уже почти десяток стартапов. К уже известной «большой тройке» — Fernish, Feather и Oliver Space — добавились ZZ Drigs, The Everest, Nickson и Conjure. Все компании показывают впечатляющие финансовые результаты. ZZ Drigs с осени 2020 года растет на 45% ежемесячно, Nickson в прошлом году увеличила выручку на 700%, а в Conjure говорят, что последние четыре месяца оказались лучшими за всю историю компании.
Поскольку спрос на арендную мебель растет, предложение становится все более нишевым. В ассортименте Fernish — мебель современного дизайна под собственной торговой маркой, ZZ Drigs предлагает продукты премиального сегмента и антиквариат, а Nickson «застолбила» пакетное предложение, в которое входит все, вплоть до лампочек и штопоров.
Главное достоинство подписной модели — в ее гибкости, которая и предопределила ее успех. Нескончаемая пандемия погрузила всех в состояние неопределенности: неизвестно, сколько все это продлится, непонятно, нужно ли покупать мебель? А вдруг придется переезжать, и она понадобится всего на пару месяцев? В таких условиях лучше арендовать, а купить всегда успеется, тем более, что при желании мебель можно оставить себе, когда арендные платежи покроют ее стоимость. Плюс скорость выполнения заказа: если при покупке мебели иногда приходится ждать несколько месяцев, то арендованную клиент получает в течение нескольких дней.