Мебельный бизнес вновь попал в объектив шоу «Теперь я босс» телеканала «Пятница». В 2020 году местами менялись президент Askona Life Group Роман Ершов и владелец тульской мастерской по производству мягкой мебели «Джузеппе» Александр Максимов. Тогда идеи, предложенные Ершовым, в «Джузеппе» восприняли с энтузиазмом, а сотрудничество продолжилось уже за рамками шоу. Сегодня Juicy Design (новое название, предложенное Ершовым) позиционирует себя как фабрику дизайнерской мебели и работает в сегментах HoReCa и мебели для дома.
В новом выпуске, премьера которого состоялась в ноябре этого года, сошлись основатель Mr. Doors Максим Валецкий и владелец убыточной компании «Мебельный конструктор» (Калуга) Сергей Охотник. Будет ли у этой истории такой же счастливый финал, сказать трудно, но интересна она тем, что подсвечивает все зримые проблемы малого мебельного бизнеса. Этот кейс — буквально мини-путеводитель по ошибкам, каждая из которых и все вместе не только мешают компании развиваться, но приводят к ее банкротству.
Сергей Охотник — тот тип руководителя, который привык все делать сам: это дает иллюзию контроля, хотя на самом деле нежелание (или неумение) делегировать полномочия сотрудникам в итоге приводят к хаосу. Он и бухгалтер, и разработчик сайта, и снабженец, и продажник.
Первое, на что обратил внимание Максим Валецкий, появившись на «Мебельном конструкторе» — так это на полное отсутствие финансовой аналитики. В компании нет бухгалтера, все финансовые программы, по словам сотрудников, «замкнуты на директоре». Персонал ничего не знает о финансовом положении компании, причем сам Сергей, как выяснилось, тоже не имеет четкой картины. По его собственному признанию, компания часто работает в убыток. Например, в тот месяц, когда снималось шоу, у «Мебельного конструктора» было 4 заказа на сумму 147 тысяч рублей. Как этот приход вписывался в БДР предприятия — не совсем понятно.
Вместе с тем, прибыв в Mr.Doors и узнав про CRM, Сергей оторопел: в его компании проверкой заказов и передачей их на производство занимается один человек — начальник производства. Кстати, дизайнера (и конструктора-технолога) в «Мебельном конструкторе» тоже нет: клиентам попросту предлагают поискать в интернете картинку мебели, какую бы он примерно хотел получить на выходе.
В компании не знают, где взять денег на покупку нового раскройного станка и замену инструмента, между тем, деньги буквально валяются под ногами. Цех завален материалами, которые закупались впрок, или по случаю, потому что за них предложили хорошую цену. В одном углу свалены панели — производственные остатки, которые «хотелось бы когда-то использовать». Есть даже нераспакованное швейное оборудование: Сергей хотел открыть производство, но «человек, который планировал этим заняться на производственной площадке „Мебельного конструктора“, уехал и не вернулся».
На улице без дела стоят несколько насосов для подачи сжатого воздуха. Полного списка всех этих «ценных вещей» нет, и никто точно не знает, какова их стоимость.
По совету Валецкого сотрудники «Конструктора» провели инвентаризацию, узнали, что есть материалы, которые лежат в ожидании лучших времен уже 2–3 года, есть заказанные по ошибке. Одного пластика скопилось на 700 тысяч рублей — если его продать, найдутся деньги на новый станок.
Единственный канал привлечения клиентов — сайт в дизайне второй половины 90-х, перегруженный множеством фотографий плохого качества. Разработкой сайта тоже занимается Сергей.
Локация офиса выбрана крайне неудачно: он расположен буквально в чистом поле и проходящий клиентский трафик полностью отсутствует. Пейзаж рядом с офисом выглядит удручающе: в непосредственной близости вольготно раскинулась свалка отходов — еще один минус в карму. Хотя один только красивый офис в хорошем месте дал бы возможность продавать ту же самую мебель дороже.
Максим Валецкий арендовал для «Мебельного конструктора» шоу-рум в центре города и предложил несколько простых решений для повышения узнаваемости компании — рекламный баннер на «Газели», календарь с фотографиями сотрудников, новый логотип. Но, кажется, Сергей остался доволен не всеми переменами, впрочем, сайт «Мебельный конструктор» собирается вскоре обновить, и это тоже хорошо.
Сергей, в свою очередь, дал несколько рекомендаций Mr.Doors: заменить старый логотип на табличке при входе в офис, расширить цветовую палитру за счет модного цвета very fairy и сделать ролики про историю образцов, накопившихся в компании за 20 лет. Эти предложения сотрудники приняли, от предложения же кардинально поменять интерьер салона категорически отказались.