Российские мебельщики не проявили в этом году особого интереса к Стамбульской мебельной выставке IIFF, хотя в 2023-м там побывали многие. Возможно, одна из причин в том, что, хотя выставка и позиционирует себя как международную, подавляющая часть экспонентов — турецкие компании, у которых, как считает директор по развитию компании «Любимый дом» Алексей Фадеев, заметно ухудшились условия выхода на российский рынок.
Во-первых, продукт подорожал на 20–30%, во-вторых, очень усложнилась логистика, в третьих — есть колоссальные проблемы с платежами.
«Любимый дом» был в числе немногих зарубежных участников IIFF и единственным экспонентом из России. Вынужденно переориентировавшись с европейского экспортного направления на Ближний Восток и Африку, компания использует все доступные россиянам выставочные площадки для продвижения на новые целевые рынки. За последний год ЛД выставлялся на Index Dubai, HFS (Hive Furniture Show) в Шардже и в Стамбуле на IIFF.
На мой взгляд, Index Dubai была самой неудачной. Выставка ориентирована на отельеров, а никто из российских компаний-участников не был готов обставлять гостиницы. Выставка в Шардже гораздо интереснее, туда приезжают все дубайские сети, но про нее у нас никто не знает.
По итогам участия в выставках ЛД заключил несколько контрактов с покупателями из Саудовской Аравии, а летом этого года планирует открыть там шоурум. Появились партнеры в Ливии, Алжире, Марокко и Иордании, ведутся переговоры с Конго, Нигерией и с Оманом. Ближайшая новая цель — Израиль.
Израиль полностью отказался от турецкой мебели, есть большие проблемы с доставкой из Китая, так что для россиян сейчас открываются неплохие возможности для выхода на этот рынок.
«Любимый дом» уже сумел вернуть часть экспортных объемов, утраченных после закрытия европейского направления. Однако экспорт из России связан с множеством трудностей, и всем, кто хочет поставлять мебель на зарубежные рынки, придется идти на риск.
Санкции работают, обстановка как в 90-х. Все отказываются делать предоплату, потому что неизвестно, получат ли товар, к тому же есть серьезные проблемы с осуществлением платежей. Никто не хочет страховать грузы, так что эти риски тоже ложатся на нас. Выбор контейнерных линий сократился до одной-двух, из-за этого сильно подорожала логистика: с монополистом не поспоришь.