В конце июля этого года СМИ Красноярского края запестрели публикациями о том, что местная компания по производству корпусной мебели Homma по требованию Роспотребназдора приостанавливает продажу своей продукции и отзывает ее у покупателей. Все издания ссылались на сообщение Роспотребнадзора, где говорилось, что мебель производства Homma «не прошла процедуру подтверждения требованиям безопасности… и может представлять угрозу для жизни и здоровья потребителей». Красноярские СМИ сделали вывод, что компания использует в производстве мебели некачественные материалы, хотя фактически речь шла лишь о том, что Homma не смогла предъявить проверяющему ведомству декларацию о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза.
Публикации оставляли больше вопросов, чем ответов, а когда сама компания спустя короткое время разместила у себя на сайте искомую декларацию вкупе со ссылкой на запись в Едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, все запуталось еще больше. Если действующая декларация у компании имеется, то в чем тогда претензия Роспотребназдора?
Сама компания комментариев не давала, поэтому мы обратились за разъяснениями к председателю ТК 135 «Мебель» Светлане Кржижановской, которая помогла нам реконструировать события. Согласно «Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 025/2012» декларацию соответствия необходимо оформлять на каждое изделие мебели («единица мебельной продукции, предназначенная для самостоятельного применения») или группу однородной мебельной продукции («отдельные изделия мебели, объединенные общим функциональным назначением, а также наборы или гарнитуры мебели»).
— Простыми словами, если вы получили декларацию соответствия на гарнитур «Альфа», а впоследствии дополнили ассортимент гарнитурами «Бета» и «Гамма», на каждый из них требуется получать отдельную декларацию. У компании Homma имелась всего одна декларация соответствия, полученная ею в 2018 году, но сложно предположить, что в течение трех лет в ее ассортименте не появилось ни одной новой модели или коллекции. И как раз на новинки, скорее всего, декларации не оформлялись.
Вы спросите, почему мы вдруг решили вернуться к кейсу более чем месячной давности? Проведенный нами небольшой опрос показал, что многие мебельщики даже не догадываются обо всех подводных камнях сертификации, и на месте компании Homma в любой момент может оказаться любой из них. Например, далеко не все знают, что мебель, изготавливаемая по индивидуальным заказам, подлежит сертификации ровно так же, как и серийная: «безопасность мебельной продукции единичного производства, изготовленной по индивидуальным заказам (с учетом эскизов и размеров изделий), подтверждается декларацией о соответствии, принятой изготовителем для аналогичной по конструкции и применяемым материалам мебельной продукции (наборы, серии, коллекции, программы и тому подобное) по схемам 3д, 4д, 6д». Или что декларация о соответствии принимается на срок не более чем пять лет, а хранить ее вместе с доказательными материалами нужно «в течение десяти лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии»? А всем ли известно, что сертификаты и декларации о соответствии должны иметься в каждом мебельном салоне на каждый продаваемый предмет или комплект мебели? Меж тем, «идентификацию мебельной продукции проводят… любые заинтересованные лица», а кто может считаться более заинтересованным лицом, чем покупатель?
Поэтому мы настоятельно и со всем сочувствием призываем мебельщиков «учить матчасть», чтобы всегда быть готовыми встретить представителей проверяющих органов во всеоружии.