В российском ЛПК коррупционные скандалы — явление довольно редкое, но даже и в этом тихом омуте нет-нет, да и всплывут черти. Последнее громкое происшествие случилось в 2019 году с ныне бывшим директором департамента Минпромторга Владимиром Потапкиным. Чиновник курировал ЛПК и был задержан за получение незаконного вознаграждения в размере 78 млн рублей, каковое он получил за включение проекта «Азия Лес» в перечень приоритетных для Минпромторга. Чем все завершилось для Потапкина, неизвестно, но руководитель «Азия Лес» Александр Пудовкин деятельно раскаялся, и дело в отношении него прекратили. А мог бы получить до 15 лет колонии!
После этого целых 2 года никогда такого не было, и вот опять. В сентябре этого года подоспела свеженькая коррупционная история из Удмуртии. Правоохранительные органы задержали и заключили под стражу некоего неназванного сотрудника бюджетного учреждения из Ижевска. Против чиновника возбудили дело по ч. 5 ст. 200.5 УК РФ — «Подкуп члена комиссии по осуществлению закупок». По версии следствия, обвиняемый в конце прошлого года получил от гендиректора некой мебельной компании более 2 млн. рублей за помощь в заключении договора на поставку изделий для одной из городских школ на сумму более 15 млн рублей. В уплаченную сумму входила и услуга по «общему покровительству при заключении в будущем с образовательными учреждениями республики аналогичных договоров».
В пресс-службе МВД по республике сообщили, что сумма была переведена на счет, открытый на третье лицо. Обвиняемому грозит до 10 лет лишения свободы. О судьбе директора мебельной фабрики ничего не сообщается, но теоретически он тоже может стать фигурантом уголовного дела, ибо давать взятки так же незаконно, как и брать.
Два описанных случая представляют собой чистые и незамутненные примеры коррупционных взаимоотношений между властью и бизнесом: дача взятки — это преступление, спорить тут не о чем. Но когда речь идет об отношениях «бизнес — бизнес», многие воспринимают это как невинный «спор славян между собою». Практика откатов в отечественном бизнесе весьма распространена, и мебельная отрасль не исключение. Об откатах знают все, но тема эта табуирована и говорить о ней не принято, и понятно, почему: расскажешь об этом публично — лишишься контрактов. А так все в прибыли и никто не пострадал.
В действительности коммерческий подкуп тоже уголовно наказуем. Если удастся доказать, что одна компания заплатила другой, к примеру, за заключение контракта или за подписание актов о приемке работ, правонарушителям грозит до 12 лет заключения. Тут есть одно «но»: доказать факт коммерческого подкупа трудно, а правоохранители по закону не имеют права провоцировать на получение отката, но когда это их останавливало.
Ну и стоит помнить, что «Посредничеством во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), а равно посредничеством в коммерческом подкупе (статья 204.1 УК РФ) признается не только непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также по поручению лица, передающего или получающего предмет коммерческого подкупа, денег и других ценностей, но и иное способствование в достижении или реализации соглашения между этими лицами о получении и даче взятки либо предмета коммерческого подкупа (например, организация их встречи, ведение переговоров с ними)».