После резкого повышения ключевой ставки ЦБ РФ многие кредитные продукты, которыми привыкли пользоваться мебельные ритейлеры, стали значительно дороже. CEO компании POSCREDIT (агрегатор POS-кредитов) Баграт Саркисян рассказал FCP Media, что сейчас происходит на рынке потребительского кредитования и как он изменится.
Падение количества обращений за потребительскими кредитами (без сегментов по мебели) — в районе 60%. Если брать конкретно мебельный сегмент, то оно доходит до 80%. Причина не в том, что потребители резко разуверились в кредитных продуктах, а в том, что не все банки успели вовремя перестроиться. Думаю, в ближайшие рабочие дни банки разработают новые продукты и дальше будет понятно, каков будет реальный отток клиентов и конверсия в сделки. В любом случае, процентная ставка для потребителей будет держаться на 35–39% годовых, сейчас она начинается от 28%.
После повышения ключевой ставки из продуктов кредитного брокера фактически исчезла «рассрочка». А все потому, что продукты по этому инструменту стали значительно дороже. Между тем, по разным оценкам, программной «рассрочка» пользовалось до 50–70% (в редких случаях до 90%) покупателей в мебельных магазинах.
Теоретически магазин может запустить собственную рассрочку (крупные сети так и поступили, оставив короткие «рассрочки» в своем пакете), но на деле это непросто: если ритейлер сам будет кредитовать покупателей, вопрос в том, насколько у него большая оборотка. Таких компаний очень мало, это не масштабный бизнес. Они смогут выдавать 5–10 рассрочек в месяц. Между тем, только наш агрегатор выдавал по России порядка 300 тысяч рассрочек. Банк — сложный институт. Это не только привлечение клиентов и выдача кредитов, но еще и сбор денег. Как этим будет заниматься розничный магазин? Это сложная история, в которую не должны идти ритейлеры.
На фоне кризиса пострадали и относительно новые для мебельщиков финансовые продукты стимулирования спроса, например, подписка. Сервис подписки сейчас в принципе не может работать: лизинговые компании не могут привлекать деньги так же легко и дешево, как коммерческие банки, не могут так же легко фондироваться на рынке привлечения капитала. Изначально в сервисе подписки продукты были более дорогими, и лизинг использовали, главным образом, клиенты, получившие отказ от банка. Продукты по подписке (лизинговые сервисы) изначально более дорогие сервисы для ритейла. Причина все та же — дорогие фонды, риски и тд. В текущих реалиях, данные сервисы у ритейла отключены полностью.
Первые дни кризиса поведение финансовых институтов очень напоминало 2014-й год. Посмотрим, как будет дальше. Полагаю, при лучшем развитии событий рынок потребительского кредитования будет находиться в напряжении, как минимум, 2–3 месяца после стабилизации макроэкономической обстановки.