Устали от тревожных новостей? А мы, открывая новую неделю, сконцентрируемся на хороших и полезных новостях прошедшей!
Гибридность как новая форма существования выставок
Выставочная тема была в фокусе внимания на прошлой неделе. Во-первых, в условиях приближенных к боевым, прошёл «Лесдревмаш», во-вторых, в «Крокус-Экспо» завершился «PIR Expo». В третьих, immCologne официально объявил о сокращении экспозиции и переходе на гибридный формат. Как бы мы ни хотели вернуться к прежним формам общения, но экономика минимального контакта, о которой мы ничего не слышали ещё в феврале 2020-го, даёт о себе знать в полной мере.
Для тех, кто из года в год посещал «Лесдревмаш», выставка была непривычна своим усеченным форматом. Однако всё же оказалась успешна для экспонентов: много целевых покупателей, сделки совершались прямо на стендах; и полезна для посетителей: они не только пришли за решением конкретных задач, но и изголодались по общению. А коммуникации и обмен мнениями сейчас важны как никогда, и проведённая в рамках «Дней мебельных компетенций Homag» онлайн-конференция «Мебельная индустрия в эпоху неопределенности» была максимально ориентирована на приоритетные для мебельного бизнеса задачи.
Выделим самое важное, но начнем с условий, в которых эти задачи решаются.
В условиях неопределённости
ВОЗ предупреждает о наступлении «тяжелых месяцев» пандемии COVID-19 особенно в Северном полушарии, где темпы распространения коронавируса растут, ежедневно обновляя рекорды. Власти стран ужесточают ограничения. Вслед за Ирландией с 22 октября ввела локдаун Чехия, и вот уже Испания вводит режим ЧП. Эпидемиологическая ситуация в нашей стране серьезней: Россия в пятерке стран-лидеров по динамике заболеваемости COVID-19. Чего нам ждать? Прогнозы экспертов разнятся: одни рассчитывают на улучшение обстановки уже к концу этого года, другие на тот же период и по январь 2021 года ожидают пик заболеваемости, а значительное улучшение — лишь к середине лета.
Власти, похоже, не намерены повторять весенний сценарий и возвращать людей в самоизоляцию. Но все понимают, что локдаун может случиться не только по распоряжению, но и по ситуации, и даже на отдельно взятом предприятии.
Бизнесу в таких условиях фактически невозможно что-либо прогнозировать. Нет понимания как (с учетом эффекта домино) это отразится на всей системе: от закупок материалов и загруженности производства до сбыта.
Спрос диктует, но закредитованность растёт
Спрос на мебель в России ещё продолжает держаться, несмотря на значительное снижение трафика в торговых и профильных центрах. С введением повторной «удаленки» интернет-магазины снова фиксируют рост интереса к товарным группам категории «дом». Например, Wildberries проанализировал покупки россиян в октябре и отметил рост спроса на товары для ремонта и благоустройства дома в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года — сказалась льготная ипотека. Динамичнее всего рос спрос на строительные инструменты (в 10,5 раз год к году) и сантехнику (в 5 раз), и, судя по некоторому отставанию мебели (рост в 3 раза), она своё ещё наверстает.
Но закредитованность населения растёт (был побит очередной исторический максимум по выданным ссудам), а прирост заработной платы оказался вторым худшим результатом в современной истории России (+2,7%). Как в таких тревожных условиях планировать сбыт?
Экспорт — это шанс
Экспорт — один из самых очевидных способов заработать больше, особенно на фоне слабого рубля.
Производители плит сориентировались мгновенно. В первой половине 2020-го года импорт ДСП из России только в Китай вырос почти до 32 тыс. тонн и, несмотря на остановку производства в локдаун, они смогли максимально сохранить экспортные поставки на уровне 2019 г. , а это, по данным аналитического центра ООО «ТрансЛес», без малого 438 тыс. тонн, 80% из которых идут в страны СНГ. Мебельщиков в числе экспортеров пока мало, хотя выгоды очевидны и перспективы есть (рост евро и доллара, высокий спрос, а вдобавок — государственная поддержка) — было бы желание. Вот, например, за 8 месяцев текущего года Узбекистан импортировал мебель из 46 стран на сумму $57,2 млн., что на $12,9 млн. больше, чем за аналогичный период 2019 года, а доля России всего — $4,1 млн. (в лидерах — Корея, Китай и Турция).
К слову, тема экспорта получила широкое освещение на «Днях мебельных компетенций Homag». Среди спикеров, коснувшихся этого вопроса, оказалась и руководитель направления ЛПК «Российского экспортного центра» (РЭЦ) Елена Смирнова. Структура продолжает поддерживать индустрию на внешних рынках. Но в условиях пандемии помощь носит скорее виртуальный и консультационный характер. Елена Смирнова сообщила, что в этом году РЭЦ исключил практически все профильные выставки 2021 года для государственного софинансирования, однако у смельчаков, решившихся выставляться (например, на imm cologne), всё же есть надежда на компенсацию участия постфактум.
Жизнь продолжается
В том смысле, что мебельные магазины продолжают открываться, согласно утвержденным планам. На этой неделе, например, в Москве появился очередной Hoff. Торжественное открытие состоялось в ТРЦ «Гудзон» на Каширке. В южном направлении двинулся и JYSK, открыв четвёртый московский магазин, на сей раз в крупном столичном «спальнике» Марьино.
Не отстают и в регионах: на днях был открыт новый профильный центр в Стерлитамаке.
На этой неделе
Каким будет новый формат «Мебели» в Экспоцентре? Почему доходность с одного условного россиянина можно назвать одним из ключевых таргетов эффективности социально-экономического развития? Горячие новости об открытиях и закрытиях недели, репортажи и интервью.. Будьте в курсе!
Успешной всем недели!
Всегда на связи, FCProject.