Пока в большом мире политики раскачивают военную лодку, бизнес (в том числе и мебельный) старается следовать теории малых и делать то, что умеет.
Ипотечные качели
На прошлой неделе российские банки выдали реакцию на повышение ключевой ставки ЦБ. «Сбер» второй раз за месяц повысил стоимость своей ипотеки. Ставка кредита на покупку квартиры в новостройке выросла до 11,3% годовых. Остальные банки, очевидно, последуют за «Сбером», потому что он является индикатором рынка.
Напомним, что в начале февраля СберИндекс отметил рост индекса доступности жилья в России за пять лет. Так, с 2017 года по 2021 год он вырос на 10,4%. Сейчас в среднем по стране на обычную заработную плату можно приобрести 33,2 кв. м жилья, в ипотеку — 42,2 кв. м.
Несмотря на то, что в 2021 году рост числа проданных квартир в новостройках превысил 17%, в трети регионов, по данным Росреестра, они упали. Так в Чечне в 2021 году было заключено на 35,8% меньше договоров, чем за аналогичный период 2020 года. Второе место у Кировской области, где снижение составило 34%. В тройке «отстающих» также и Архангельская область, где число заключенных договоров сократилось на 32%.
Наибольшее падение продаж в новостройках в абсолютном выражении зафиксировано в Санкт-Петербурге. Там произошло снижение на 5,3 тыс. заключенных договоров (—6,5%). Причем падение происходит не первый год. Причины — постоянный рост цен и сокращение объемов нового предложения.
Но не забываем, что ещё работает программа льготной ипотеки. Так, на прошлой неделе самая низкая ставка по льготной ипотеке на новостройки была зафиксирована у Банка ДОМ.РФ — 5,55%. О снижении банк сообщил 18 февраля. До этого она составляла 5,9%. Льготные условия фиксируются на весь срок кредитования — до 30 лет. Минимальная ставка доступна зарплатным клиентам, сотрудникам медицинской или научной сферы, подтвердившим доход дистанционно с помощью выписки из Пенсионного фонда РФ. Получить кредит можно до 31 июля 2022 года.
Вместе с тем, по данным Минстроя, обнародовавшем проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ страны до 2030 года, 30% российских семей приобретение жилья в ипотеку недоступно даже при нулевой ставке. При текущих же ставках ипотека станет недоступной для 50% населения из-за того, что в стране не обеспечивается рост реальных доходов. В этом же исследовании отмечается, что к 2030 году за счет ипотеки будет покупаться 60% многоквартирного жилья, тогда как по итогам 2021 года показатель был на уровне 50%.
Рост цен
По результатам совместного исследования «Авито Работы» и сервиса part-time исполнителей GigAnt, за последние полгода абсолютное большинство россиян отмечает рост цен (98% опрошенных) и ежемесячных расходов (63%)
Также по данным этого исследования, респонденты планируют увеличить в 2022 году свой доход в среднем на 15 000 рублей. Для этого они готовы взять подработку (52%), найти новый источник заработка (34%), поменять текущую работу на более высокооплачиваемую (29%). Общий рост цен в стране отмечают почти все опрошенные (98%). Молодые люди в возрасте 25–44 лет чаще отмечают повышение цен на аренду и покупку недвижимости (67%). Сильнее всего заметили подорожание недвижимости в Санкт-Петербурге (66%) и городах-миллионниках (65%).
В 4-м квартале 2021 года граждане набрали 11,2 млн микрозаймов на 150,9 млрд рублей. В годовом выражении число займов за октябрь—декабрь выросло на 117,9%. Рост показателей объясняется инфляцией и удобством микрокредитных сервисов, которые предоставляют ссуды быстрее и проще обычных банков.
Промышленное производство
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) стоимость российского экспорта мебели в 2021 году составила порядка 50 млрд рублей. Отечественной мебельной промышленности удалось увеличить объемы поставок продукции на международные рынки. В сравнении с допандемийным 2019 годом показатель вырос с 12% до 16% от всей выпущенной в стране мебели. Ключевыми импортерами российской мебели стали Германия, США и Франция. Среди стран ближнего зарубежья лидируют Казахстан и Белоруссия.
Республика Дагестан реализовала мебели собственного производства на 1 млрд рублей. Такие данные приводит региональное Министерство промышленности и торговли. В ведомстве отмечают, что по сравнению с предыдущим годом мебельная промышленность увеличила показатели на 10%. При этом, в ведомстве не скрывают, что в мебельной отрасли региона все еще велика доля теневой занятости.
Тем временем в Кузнецке (где, кстати, тоже велика доля теневого сектора в мебельной индустрии) при участии министерства экономического развития и промышленности Пензенской области открыт центр профессионального обучения специалистов мебельного кластера. Обучение специалистов осуществляется по программам, которые направлены на изучение технологий проектирования корпусной мебели, а также специфики настройки и технического обслуживания станков с ЧПУ. «Локация обусловлена «концентрацией на территории Кузнецкого района большого числа производителей мебели», — сообщили в пресс-службе министерства.
Воронежская мебельная компания «Ангстрем» вошла в рейтинг лучших работодателей России 2021 года. Рейтинг составляет платформа онлайн-рекрутинга HeadHunter. Причем в субрейтинге лояльности сотрудников «Ангстрем» занял 4 место и таким образом попал в ТОП-5, разделив лавры победителя с разработчиком ПО Usetech, а также компаниями «Камский кабель» и «Землянскмолоко». В общем рейтинге в сравнении с 2020 годом компания поднялась с 36 на 32 место среди крупных компаний численностью от 1001 до 5000 человек. При этом среди крупных воронежских компаний, вошедших в рейтинг, «Ангстрем» занял лидирующую позицию.Лояльность, которую проявили к компании «Ангстрем» сотрудники и соискатели, объясняется рядом причин: репутацией, условиями труда, уровнем заработной платы и компенсационным пакетом. Уровень заработной платы и компенсационный пакет являются сбалансированными и достаточно высокими в мебельной отрасли.
Помимо «Ангстрема» в рейтинг HeadHunter попали «Леруа Мерлен» (32-е место среди крупнейших компаний), «Аскона» (69-е место среди крупнейших), Hoff (79-е место среди крупнейших), «Мария» (115-е место среди крупных компаний), SV-мебель (148-е место среди средних по численности ) и «Эльба-мебель» (204-е среди средних по численности).
Без магазинов нет прошлого
В Челябинске в крупном ТРК «Таганай» открывается магазин мебели и товаров для дома Hoff площадью 6250 кв.м. Официальное открытие запланировано на 3 марта — одновременно с открытием для посетителей самого ТРК . Это первый оффлайновый Hoff в Челябинске, жители которого уже знакомы с ритейлером через его интернет-магазин, доставляющий мебель и предметы интерьера со склада в Копейске.
Техническое открытие нового ТРЦ «iMALL Эспланада» на перекрестке улиц Попова и Петропавловской в Перми состоялось в эти выходные, однако не обошлось без скандала, не все разрешительные документы были выданы, прокуратура начала проверку. «iMALL Эспланада» пытается открыться с 5 декабря 2021-го года, но откладывает запуск. Среди традиционных для крупных ТРЦ арендаторов имеется и галерея товаров для дома и интерьеров. В частности, магазины в «iMALL Эспланада» уже открыли Cozy Home и Kuchenland Home.
Без маркетплейсов нет будущего
Два новых специализированных мебельных маркетплейса заявили о намерениях. В частности, создатели проекта Roomsee Александр Зуев и Анна Комаровских уверены, что их новоиспеченный маркетплейс станет платформой номер 1 для интерьерных дизайнеров. Витрина Roomsee представлена как российскими, так и импортными брендами. Среди них — модели фабрик Evanty, IMODERN, La Redutte, Anderssen и проч. Что характерно, продавцы Roomsee сами организуют доставку и устанавливают ее стоимость и сроки.
Компания делает ставку на технологичность и автоматизацию процессов, поэтому уже разработала приложение для VR-шлемов, чтобы у обладателей гаджетов была возможность совершать покупки в режиме просмотра товара 360 градусов. Основатели Roomsee убеждены, что «технология заменит существующие форматы приобретения мебели, у покупателей отпадёт необходимости ездить в оффлайн-магазины».
На дизайнеров ориентируется и питерский интернет-магазин «Дизайн Склад», который буквально на днях также объявил себя маркетплейсом. Компания завершила тестирование новой бизнес-модели и автоматизировала работу с поставщиками. СEO «Дизайн Склада» Игорь Чернов не скрывает целей. Интернет-магазин решил протестировать модель маркетплейса ради увеличения конверсии заказов, что потребовало существенного расширения SKU. По словам Чернова, только за счет действующих поставщиков удалось увеличить ассортимент «Дизайн Склада» с 2-х тысяч товарных позиций до 50-ти тысяч. Сейчас в компании завершили интеграцию существующих систем (витрины, логистики и CRM). Следующим этапом «Дизайн Склад» планирует наращивать количество партнеров-поставщиков мебели среднего+ ценового сегмента.