Бодро начавшийся год сулит кому возможности, кому — сложности. Тут с какого ракурса посмотреть: взять хоть «прозрачный» эксперимент по оказанию поддержки от Минэкономразвития или факторы, влияющие на инфляцию: что обойти, а чем воспользоваться. Но, судя по первым итогам, у отечественных мебельных компаний все же больше возможностей.
Цифровизация в помощь
С 1 февраля 2022 года в России стартует эксперимент по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу (а российский мебельный бизнес на 85% представлен именно малыми предприятиями), самозанятым и гражданам, планирующим начать своё дело: для них на базе цифровой платформы, разработанной Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП, объединены все необходимые сервисы. На портале будут доступны адресный подбор мер поддержки и проактивное их одобрение, а также предоставление услуг, которые требуются на разных этапах развития бизнеса. И что важно: все сервисы предоставляются дистанционно, без личного присутствия предпринимателей. Госструктуры будут сами обмениваться нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Предприниматели смогут завести на цифровой платформе собственный цифровой профиль, позволяющий получать персонализированные рекомендации и пакетные решения, набор которых зависит от текущих потребностей их бизнеса (например, требуются инвестиции в открытие нового салона или покупку станка). После регистрации на портале предпринимателю станут доступны сервисы «Старт бизнеса», «Налоговые услуги», «Получение кредита», «Конструктор документов» и «Законодательный бизнес-дайджест». К 2024 году правительство намерено реализовать на цифровой платформе МСП не менее 20 инструментов, верифицированных бизнесом. Эксперимент продлится до 1 февраля 2025 года. По его результатам организаторы проекта проведут аналитическую работу и масштабирование платформы.
С 1 января 2022 года в силу вступают изменения в законе о госзакупках, которые коснутся представителей малого и среднего бизнеса. Как сообщает «Опора России», значительно сократятся сроки оплаты по всем контрактам, а годовой объем закупок у субъектов МСП повышается с 20 до 25%, при этом не менее 20% годового стоимостного объема договоров должны составлять договоры по результатам закупок, в которых могли участвовать только СМСП. Кроме того, если раньше действовало 11 способов закупок со своими правилами для заказчиков и участников, то сейчас останется три: конкурс, аукцион и запрос котировок в электронной форме.
Российские банки запускают мгновенные B2B-переводы через отечественную систему быстрых платежей (СБП), что позволит компаниям и индивидуальным предпринимателям отправлять и получать переводы круглосуточно, в том числе и по выходным. Первыми этот функционал протестировали Райффайзенбанк и Делобанк. Запустить сервис переводов между юрлицами через СБП в 2022 году также планируют в МКБ, ПСБ, Газпромбанке, «Абсолюте», «Открытии», Почта Банке, МТС Банке и Росбанке, заявили их представители. Предполагается, что этот сервис будет особенно востребован компаниями, которые на ежедневной основе проводят массу платежей поставщикам или контрагентам, в частности, e-commerce-платформами, розничными сетями, дистрибьюторам.
Что же касается принятия Федерального закона о введении обязательных проверок QR-кодов о вакцинации при посещении заведений общепита, розничных магазинов и культурных учреждений, оно было в очередной раз перенесено. Причиной чему, вероятно, не только «высокая неопределенность развития эпидемиологической ситуации», но и реакция общества. Как показал опрос, проведенный сервисом SuperJob, доля противников QR-кодов среди россиян превысила половину — 52% против 42% в ноябре прошлого года. Причем в Петербурге против таких ограничений высказались 58% участников опроса, в Москве — 49%, в Новосибирске — 47%. И это несмотря на то, что опасений по поводу омикрона стало чуть больше: в декабре его боялись 9%, сегодня — 12%.
Инфляция сегодня и завтра
Рост цен стал главным сдерживающим фактором для развития бизнеса в 2021 году, следует из отчета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о деловом климате: эту причину указали 60% компаний (против 29% и 43% в 2019–2020 годах соответственно), при этом снижение спроса оказалось главной проблемой лишь для 18% компаний (30% и 35% в 2019 и 2020 годах), а избыточно высокие налоги — для 37% против 51% и 41% в предшествующие годы. Однако инфляция бьёт рекорды во всем мире: так в декабре годовая инфляция в Германии составляла 5,3%, в США — 7%, в России — 8,4%, в Турции — 36%, хотя есть страны, где она не поднялась выше 1,5 % — Китай и Швейцария, к примеру. И как считают эксперты, этот источник стресса будет сопровождать нас, как минимум, год.
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина 14 января в ходе Гайдаровского форума заявила о «глобальном повороте» в мире к длительной высокой инфляции, который связан, в том числе, с деглобализацией и энергопереходом от ископаемых к возобновляемым источникам энергии.
«В базовом сценарии мы полагаем, что инфляция в России в течение большей части этого года будет выше 6% и может выйти на 4,5–5% к концу года, однако с учетом того, что пока ее замедления не происходит, и кредитование, несмотря на повышение ключевой ставки, продолжает расти высокими темпами, более вероятно, что инфляция все же будет выше 5% и к концу года», — оценивает перспективы руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ» Ольга Беленькая.
Хорошая новость и первые итоги
Объем выданных ипотечных кредитов по итогам 2021 года в России достиг максимума за всю историю наблюдений — было выдано 1,9 млн кредитов на 5,7 трлн рублей. Рекордный показатель и у льготных ипотечных программ — почти 640 тыс. кредитов на 1,6 трлн рублей. А где жильё, там и мебель.
Первым успешными итогами в ФБ поделился Роман Ершов. Совокупная выручка Askona за 2021 год составила 49 млрд 932 млн. руб., из них в России — 46 млрд. 647 млн.руб, за рубежом — 3 млрд. 285 млн. Общий рост выручки — 40% по отношению к 2020 году, а за рубежом +87%! Общее количество торговых точек на конец 2021 года составляет 986, из них 483 — собственная розница и 503 — франчайзинговая сеть. За год было открыто 94 новых салона, в том числе 41 — под брендом Beyosa, 17 — под брендом Sleep8 в EU и UK. База розничных клиентов увеличилась до 5 млн человек, а участников программы лояльности стало больше на 48,7%.
При этом NPS показатель к концу года составил 77,07% (абсолютный рекорд 2021).
Итоги экономического развития региона за 11 месяцев 2021 года подвёл Липецкстат: в тройке лидеров по индексу производства в Липецкой области — мебельные компании с ростом в 43,4%.
Крупнейший производитель мебели компания «Феликс» продолжит наращивать долю e-сommerce в 2022 году, и уже в ближайшее время планирует увеличить на 50% уровень продаж онлайн. При этом «Феликс» использует сразу несколько каналов онлайн-торговли. Первый — крупные маркетплейсы, такие как Яндекс.Маркет, Ozon, Wildberries, второй — крупные международные сети OBI, Leroy Merlin, которые ведут торговлю не только через магазины, но и онлайн. Объем этих продаж за вторую половину 2021 года увеличился в 2,5 раза. И третий — это собственный интернет-магазин.
Второй в России «Центр заказов ИКЕА» площадью 130 кв. м откроется весной 2022 года в Волгограде на 1 этаже ТРЦ «Акварель». В фокусе «Центра заказов ИКЕА» в Волгограде — мебельные системы, поскольку именно эта категория вызывает больше всего вопросов при заказах онлайн. Специалисты новой точки продаж помогут спланировать кухню или гардероб, а также оформить заказ, доставку, сборку или возврат товаров при необходимости. При оформлении покупки с сайта в «Центре заказов» посетители также смогут заказать и лимитированные коллекции, а забрать купленные товары можно будет в пунктах выдачи, расположенных рядом.