Мебельный ритейл снова «на удаленке». Цены на ЛДСП могут пойти вверх, на этот раз из-за подорожания меламина. Кабмин расширяет список пострадавших отраслей, но производства и ритейла в нем по-прежнему нет. Российский сегмент e-commerce растет за счет регионов, а одним из самых популярных товаров у онлайн-покупателей остается мебель.
Вынужденные «каникулы»
Четвертая волна коронавируса и локдауны оставались самыми обсуждаемыми темами прошлой недели. РБК составил карту ограничений в нерабочие дни по состоянию на 29 октября 2021 года. Режим ограничений, объявленный с 30 октября по 7 ноября, уже начал действовать в 13 регионах. В Воронежской, Нижегородской, Новгородской, Курской, Самарской областях и Пермском крае он стартовал с 25 октября, в Московском регионе — с 28 октября. На этот период в Москве и области, помимо обычных в таких случаях общепита, фитнес-центров и салонов красоты, закрыта и вся непродовольственная розница. В Туве прекратил работу общественный транспорт, а в Хакасии и вовсе введен комендантский час с 22:00 до 06:00. В Орловской области ограничения не коснулись covid-free организаций, то есть тех, где все сотрудники вакцинированы или переболели, либо у них есть медотвод.
В отличие от весеннего локдауна 2020-го года характер ограничений разнится от региона к региону. В одних городах разрешен вход по QR-кодам, в других магазины могут работать как пункты выдачи заказов (ПВЗ), в третьих — розница закрыта полностью.
Мебельщики оценивают характер потерь — минус 30%-70% от всей выручки. Вице-президент Hoff Михаил Кучмент уже поделился первыми итогами «каникул» и назвал их неутешительными. Потеряв 100% выручки в закрытых магазинах, сеть также теряет по 20–50% в регионах, где действуют QR-коды. При этом онлайн-продажи не отыгрывают падение по сценарию первого локдауна. По мнению Михаила Кучмента, люди отложили покупки до окончания локдауна, так как надеятся, что он продлится до 7-го, максимум до 14-го ноября; многие уехали в отпуск. Председатель совета директоров Mr.Doors Максим Валецкий, в свою очередь, сообщает о резком росте оплат в последние дни октября, объясняя это спецификой работы «на заказ». В любом случае, текущая неделя покажет, как поведут себя потребители.
С началом локдаунов активизировались и контролирующие органы. Последние несколько дней Роспотребнадзор вместе с полицией и корреспондентами ТВЦ проводит рейды по крупным ТРЦ с целью выявления нарушителей. Акты и протоколы составлены на «Л`Этуаль» в «Авиапарке», несколько оптик, магазин «Подружка» и салон массажных кресел Yamaguchi. Всем грозит штраф до 300 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью людей может быть назначен штраф до 1 млн. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Меры поддержки
Кабмин расширяет список пострадавших отраслей, которые смогут претендовать на льготные кредиты в рамках программы ФОТ.3.0 (действует до конца декабря 2021 года), однако ритейла в нем по-прежнему нет. Тем не менее, по словам замминистра экономического развития Татьяны Илюшниковой, ведомство совместно с Минфином и ФНС продолжает проработку мер поддержки бизнеса, и список отраслей может быть дополнен. Первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что в случае продления нерабочих дней бизнесу понадобятся дополнительные меры поддержки. Напомним, что в мае 2020 года в перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики была внесена розничная торговля непродовольственными товарами.
Закредитованность и банкротства
Общий размер задолженности физических лиц в России составил 23,9 трлн рублей на конец первого полугодия. Председатель Совета судей Виктор Момотов считает, что это увеличивает риски массовых банкротств и роста социального напряжения. На начало июля 2021 года года размер долга россиян перед кредитными организациями вырос более чем на 4 триллиона рублей год к году, а средний уровень закредитованности повысился с 47,1% до 49,1%.
Действительно, по данным Федресурса, количество банкротных дел заметно выросло. За январь-сентябрь текущего года банкротами признаны более 137 тысяч физических лиц (включая ИП) — по сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество дел увеличилось почти в 2 раза.
Мебельный бизнес в цифрах
Росстат опубликовал статистику динамики развития промышленного производства за сентябрь 2021 года. Российская промышленность выросла на 6,8% год к году и на 3,2% — в сравнении с 2019-м. Мебельная промышленность оказалась среди отраслей, продемонстрировавших наибольший рост относительно сентября 2019-го (+16,4), а вот в сравнении с 2020-м производство мебели снизилось на 1,7%.
Накануне нерабочей недели россияне вновь вспомнили об обустройстве жилища. По данным ВТБ, участники банковской программы лояльности «мультибонус» стали активно приобретать мебель и предметы интерьера. Продажи товаров в этой категории увеличились на 27% и заняли 4-е место по популярности у покупателей, после электроники (+70%), детских товаров (+46%) и товаров для красоты и здоровья (+39%).
Законодатели в очередной раз обеспокоились проблемой нехватки квалифицированных кадров. В Совете Федерации планируют провести выездное совещание по теме кадрового обеспечения мебельной и деревообрабатывающей отраслей. Совещание состоится 24 ноября, в нем примут участие Члены Совета по вопросам развития лесного комплекса при СФ, представители ТПП РФ, бизнеса и экспертного сообщества. Участники совещания займутся поиском вариантов решения кадровой проблемы.
В ближайшие несколько лет компания Ingka Group планирует инвестировать 1 млрд евро в развитие своего бизнеса в России. Чуть более половины от общего объема инвестиций будут направлены на реновацию действующих магазинов ИКЕА и ТЦ «Мега» и на открытие новых магазинов. Компания будет делать акцент на появление своих торговых точек в центрах городов и выходить в те города, где ИКЕА до сих не представлена. В ближайшем будущем откроется еще один магазин в черте Москвы (в дополнение к трем уже имеющимся), а в 2022 году — два магазина в Санкт-Петербурге. Помимо этого, в планах компании открытие десяти магазинов формата IKEA home service points (шоурумы площадью 100–200 кв. м, покупать в которых можно будет только онлайн).
В октябре состоялось награждение победителей премии «Дизайнер года 2021» — самого масштабного события в сфере дизайна в Черноземье. Организатором мероприятия стал журнал «Мой дом Воронеж», спонсорами выступили несколько федеральных и региональных компаний, в том числе мебельная компания «Ангстрем». Председательствовал в жюри главный редактор ELLE Decoration в России Алексей Дорожкин. В номинации «Интерьер кухни» победил совместный проект дизайнера интерьеров Анны Ворошилиной и ведущего дизайнера-конструктора «Ангстрем» Екатерины Мануковской. Минималистичную «кухню-невидимку» компания «Ангстрем» изготовила на заказ по эскизам автора проекта.
«Аскона» перенесла Всемирный день шопинга с 11 ноября на 27-29 октября. Такое решение было приняло из-за введенных ограничительных мер и временного закрытия розничных салонов. В период действия акции все товары для здорового сна покупатели могли приобрести со скидкой до 70%. Кроме того, с 27 октября компания масштабировала сервис видеоконсультаций: с этого момента функционал доступен всем посетителям сайта www.askona.ru.
Компания «Много мебели» стала новым участником национального проекта «Производительность труда». Программа рассчитана на 3 года. В первые полгода эксперты займутся выявлением неэффективных участков производственного процесса и помощью в оптимизации пилотного потока, затем в течение 2,5 лет полученный опыт будет масштабирован на другие производственные процессы. Компания планирует добиться ежегодного повышения производительности на 5% в течение ближайших трех лет.
Цены на сырье
Судя по всему, следует ожидать очередного витка роста цен на ЛДСП, на этот раз из-за удорожания меламина, который производится преимущественно в Китае — на сегодня в этой стране сосредоточено до 70% мирового производства. Двукратный рост цен на меламин, помноженный на китайский энергетический и логистический кризисы, может привести к очередному дефициту древесных плит. В России меламин на сегодняшний день производит единственная компания. Положение может несколько выправиться в 2022 году, когда будет введена в эксплуатацию новая установка меламина мощностью 40 тыс. тонн на комплексе «Аммиак — карбамид — меламин» (АКМ) в г. Губаха, строительство которого ведет компания «Метафракс Кемикалс».
Премьер Мишустин установил нулевые экспортные пошлины на алюминиевые сплавы. По его словам, это «позволит укрепить экспортный потенциал производителей и сохранить занятость на крупных предприятиях». Возникает закономерный вопрос: не приведет ли эта мера к дефициту алюминия на внутреннем рынке?
Регионы прирастают в e-commerce
Главным драйвером роста российского сегмента e-commerce стали регионы, говорят эксперты — участники Международного форума электронной коммерции и торговли Ecomference Rupost Retail Week. Сейчас в России 65 миллионов онлайн-покупателей, в Москве проживает одна шестая от этой цифры. Помимо Московского региона и Санкт-Петербурга, быстрый рост онлайн-торговли демонстрируют Татарстан, Краснодарский край, Свердловская, Тюменская, Нижегородская и Ростовская область, именно на эти регионы, по словам президента АКИТ Артема Соколова, пришелся самый большой объем продаж в первом полугодии 2021 года.
Сегодня на Центральный федеральный округ приходится 44% объема онлайн-торговли в денежном выражении, на Северо-Западный и Приволжский — по 13%, на Сибирский и Южный — по 8%, на Уральский — 7%, Дальневосточный — 5% и на Северо-Кавказский — 2%. Больше всего интернет-заказов совершили жители Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга и Новосибирска.
За 6 месяцев 2021 года средний чек увеличился на 5% год к году: с 3954 руб. до 4171 руб. К самым популярным товарным категориям, наряду с бытовой техникой, электроникой, одеждой и обувью, относятся мебель и товары для дома.