Июль начался напряженно: принудительная вакцинация, QR-коды, падение трафика, жара, ливни, прослеживаемость, гонка за маркетплейсами и региональные открытия. Лето 2021-го хоть и жаркое, но не ленивое. Какие новости мы пропустили на прошлой неделе?
В режиме QR-аврала
Третья волна пандемии остается главной на повестке. Всю прошлую неделю Россия обновляла максимумы по смертности от ковида. Не снижается и динамика заболеваемости. На сегодняшний день зафиксировано более 25 тысяч случаев заражения коронавирусом.
Бизнес повсеместно занят вакцинацией. Требование московских и подмосковных властей обеспечить прививками до 60% сотрудников подхватили и другие регионы. В социальных сетях руководители компаний делятся опытом и публикуют мотивирующие фото. Как всегда большой разброс мнений наблюдаем в профиле Максима Валецкого. К слову, Mr.Doors для того, чтобы убедить сотрудников вакцинироваться, устроила zoom-митинг на 200 человек с практикующим врачом ковидной больницы в Коммунарке.
Между тем власти Москвы уже рапортуют о промежуточных успехах. На данном этапе в столице общее число привитых превысило 2,7 миллиона человек, ежедневно вакцинируется 60–70 тысяч человек. С 28 июня в Москве вступили в действие антиковидные правила, предусматривающие создание COVID-Free зон. Посещать кафе и рестораны в столице могут только люди прошедшие вакцинацию, переболевшие ковидом в течение последних 6 месяцев либо имеющие отрицательный ПЦР-тест, действительный в течение трех дней. На этом фоне всю прошлую неделю рестораторы и управляющие компании ТРЦ с фудзонами подсчитывали убытки. У одних страдает выручка, у других обвалился трафик. Экспресс-опрос мебельных ритейлеров, работающих в крупных ТРЦ, показал, что трафик в магазинах в среднем упал на 30%, но виной тому не только антиковидные меры, но также жара и последовавшие за ней дожди.
Всех, конечно, интересует, сколько это будет продолжаться. Ответ властей нельзя назвать обнадеживающим. Чтобы массовая вакцинация начала давать результат, понадобится еще 2–3 месяца, — сообщил недавно мэр Собянин. Так что следует ожидать новых мер по противодействию коронавирусу.
Прослеживание откладывается
Национальная система прослеживаемости импортных товаров, работающая в экспериментальном режиме, должна была заработать в полную силу с 1 июля. Однако, как следует из письма ФНС, ее запуск пока отложен. Речь идет о введении для импортеров и продавцов ряда товаров обязанности предоставлять в налоговую службу дополнительные документы. Оборот должен контролироваться с помощью присвоения партиям товаров регистрационных номеров при поступлении их на территорию России, затем информация о них отражается уже в счетах-фактурах и в отчетности бизнеса. В отрасли это напрямую касается поставщиков некоторых видов оборудования.
Своя история прослеживаемости у собственников складов и объектов лесопереработки. С 1 июля они обязаны внести в систему ЛесЕГАИС информацию о своих объектах. Пока будет действовать переходный период — с 1 июля до конца 2021 года. Впоследствии лесозаготовители должны будут вносить сведения об объёме древесины, её виде и размере, маршруте доставки и транспорте в информационную систему. В случае, если такие данные не представлены или легальность древесины не подтверждается, сделки будут блокировать с 1 января 2022 года.
Инвестиционный фон
Красноярский производитель мебельного и перфорированного поролона «Сибпласт» (входит в группу «Фомлайн») планирует вложить 900 млн руб. в проект модернизации, который позволит вдвое (с 7,5 до 15 тыс. т в год) увеличить производство эластичного мебельного пенополиуретана.
Половину из этих средств (450 млн руб.) «Сибпласт» получит в виде льготного займа «Фонда развития промышленности». В рамках проекта будет создано 104 рабочих места.
В свою очередь, 28 июня на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов во Владимирской области были рассмотрены предложения по включению в перечень новых инвестиционных проектов (НИП). В список попали несколько предприятий, которые будут размещены на территории строящейся ОЭЗ «Доброград-1». Среди них — предприятие по производству эластичных медицинских изделий «Интекс», завод по производству пенополиуретана «Эгида+», фабрика по изготовлению товаров для сна «Литвуд».
Механизм инфраструктурной поддержки НИП утверждён Министерством экономического развития РФ еще в прошлом году. Для ускорения реализации инвестпроектов регионы могут строить необходимую инфраструктуру (инженерную, транспортную, коммунальную и энергетическую) за счет средств, высвободившихся в результате снижения объема своей задолженности по бюджетным кредитам.
Жара влияет
По сообщениям Wildberries: спрос на садовую мебель в Московском регионе вырос в 5 раз. С 1 по 28 июня 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи садовой мебели в столице и окрестностях увеличились на 482% в штуках. При этом все чаще покупатели приобретают мебель не по-отдельности, а комплектами: столы вместе со стульями (рост продаж в штуках в 7 раз). Хитом продаж в июне 2021 г. стала надувная мебель: ее удобно использовать в загородных домах во время визита гостей и при совместном отдыхе с друзьями. Продажи надувных матрасов в июне в Московском регионе взлетели в 17,5 раз в штуках год к году. Также Wildberries зафиксировали увеличение спроса на дачные шезлонги, качели и тенты, защищающие от солнца.
Скандинавы на марше
Главным отраслевым ньюсмейкером прошлой недели стала «Икеа». Компания поделилась целой пачкой новостей, так или иначе связанной со стратегией мультиканальности. В частности, шведы сообщили о начале партнерства со «СберМегаМаркетом» в направлении «Продукты». Доставка фрикаделек доступна пока только жителям Москвы, но до конца июля планируется расширить тест и до ключевых городов присутствия. Двумя днями позже компания сообщила о намерении запустить тестовый проект по открытию магазинов у дома. Новые точки продаж будут отличаться небольшими размерами: от 30 до 75 кв. м. Они будут работать по гибридной (омниканалной?) модели. За их счет «Икеа» попробует расширить свою географию присутствия, а также отобрать долю рынка фирм, зарабатывающих на перепродаже и доставке товаров «Икеа» в дальние регионы. Директор розничной сети «Икеа» в России Понтус Эрнтелл развернул тезисы в интервью «Интерфаксу». В частности от отметил, что основной акцент в выставочном пространстве новых мини-магазинов будет сделан на мебельных системах. Приобретенные товары, в свою очередь, можно будет забрать в пунктах выдачи логистических партнеров «Икеа». В их числе DPD, СДЭК и «Почта России» и Ozon, с которым «Икеа» недавно заключила договор о партнерстве.
Новости ожидаемо вызвали резонанс среди отраслевой публики. Многие отмечают, что решение о выходе в регионы малыми гибридными форматами принимается слишком поздно.
«В „Икее“, похоже, поняли, что они могут проиграть в России гонку за потребителя, — комментирует в Фейсбук-группе FCP Media директор по маркетингу в MZ5 group Максим Киселев. — С учетом того, что развитие маркетплейсов в стране идет семимильными шагами, и игроки на этом рынке нешуточные для любого, даже глобального бренда. Плюс в затылок дышит Хофф, если, уже не Икеа на него смотрит сзади. Попросту бренд может оказаться немного в стороне со своей уже очень сильно устаревшей концепцией гипермаркетов (про то, что этот формат очень сильно трансформируется в наступивший период локдаунов и аусвайс-входов, я умолчу. Даже с доставкой они зашевелились по-настоящему только с этого года, несмотря на уже давно развитую систему логистики в стране. Именно поэтому расплодились всевозможные Икея-доставка и Вамдодома в небольших и средних городах: сам рынок им уже „кричал“ сигналы, что у людей есть потребность в товарах, которые компания упорно игнорировала. „Икея“ должна благодарить все эти ИП, которые, типа „наживались“ на доставке за то, что они фактически помогали сохранять армию поклонников бренда там, где сам бренд не хотел присутствовать».
Пока «Икеа» корректирует розничную стратегию, заключая договора о партнёрстве с маркетплейсами, их европейский конкурент JYSK сообщает о начале сотрудничества с АDG Group
Ритейлер решил вписаться в качестве якорного арендатора в масштабный проект реконструкции московских кинотеатров, продвигаемый ADG Group последние несколько лет. В рамках этого проекта первый магазин JUSK появится в общественно-торговом пространстве «Место встречи София» в Северном Измайлово. Площадь полноформатного магазина составит 1200 кв. м.
Запланированное открытие магазина JYSK в «Софии» послужило толчком для компании ADG реализовать концепцию «София для дома» (название ко-бренда в разработке), которая предполагает доступность качественной мебели и товаров для дома для жителей Северного Измайлово и близлежащих районов.
Регионы не отстают
3-го июля состоялось открытие обновленного магазина «Ренессанс» в Чите. Владельцы — Мария и Дмитрий Барановы решились на полную перестройку трехэтажного традиционного мебельного формата и представили публике универсальную площадку с зоной товаров для дома. С новым форматом «Ренессанс» претендует на роль главного интерьерного магазина Читы.
Разработкой концепции занималось агентство Натальи Перец Peretz Consulting. Сама Наталья вела подробную хронику перестройки площадки и поделилась ключевыми тезисами проекта рестайлинга.
Формат «мебель + товары для дома» — тренд среди региональных мебельных компаний. По словам Натальи Перец, запросов на рестайлинг старых форматов поступает все больше и больше. Несмотря на серьезные инвестиционные вложения, собственники торговых компаний видят в нем очевидные перспективы для развития своих бизнесов.