Новые коронавирусные ограничения «догоняют» бизнес, мебельная индустрия в активном поиске, розничная торговля восстанавливает обороты, товары для дома в тренде, выставки и конференции не заканчиваются. Какой была повестка прошлой недели?
Снова на самоизоляцию?
Главная новость прошедшей недели: в Москве вновь объявлен частичный локдаун, который по сложившейся традиции назвали «длинными выходными»; дни с 15 по 19 июня в столице объявлены нерабочими, распоряжение мэрии касается предприятий всех форм собственности кроме важных для функционирования инфраструктуры города, а также оборонки и ряда стратегических отраслей. Ну, и все как всегда: в ТЦ закрываются фудкорты, в парках — объекты отдыха и развлечений, общепиту запрещено обслуживать посетителей в ночное время. С помощью локдауна Московские власти пытаются разорвать цепочку заражений, и это похвально, плохо другое: за длинные выходные снова будут расплачиваться собственники бизнесов, поскольку заработную плату за нерабочие дни платить придется именно им — мэрия Москвы в этом финансово не участвует.
Вслед за Москвой ожидаемо «подтянулись» Подмосковье и Санкт-Петербург. Впрочем, власти этих регионов не стали вводить непопулярную меру с «выходными», остановившись на усилении контроля масочного режима и ограничении работы фуд-кортов, кафе и ресторанов.
Ситуация с заболеваемостью ковидом в России действительно очень плохая: сейчас регистрируют больше 14 тысяч заражений в сутки (при этом половина выявленных случаев приходится на Москву), специалисты говорят уже о полноценной третьей волне пандемии. Судя по всему, регионам тоже следует приготовиться: третья волна накрыла не только Москву и Подмосковье. В частности, за последние 10 дней число госпитализаций выросло на 70% в Иркутской области, в полтора раза — в Новосибирской, а в Кировской — на 70%, но за 8 дней.
Производственные активы в движении
Саратовская фабрика «Король Диванов» — один из крупнейших российских производителей мягкой мебели с оборотом 17,5 млрд рублей и ежегодными объемами в 1,5 миллиона единиц продукции — планирует реализовать инвестиционный проект в другом регионе. В качестве возможной площадки для строительства завода по изготовлению ДСП и фанеры для собственных нужд учредители компании — Дмитрий Ходасесич, Андрей Ходасевич и Виталий Горбачев — рассматривают Кировскую область. После проведения переговоров Андрея Ходасевича с губернатором Игорем Васильевым последний поручил областному правительству в кратчайшие сроки проработать «дорожную карту». Компания «Король Диванов» готова начать строительство в конце этого года, инвестиции в проект составят более 500 млн. рублей.
На прошлой неделе на Avito выставляли на продажу действующую мебельную фабрику — резидента ОЭЗ Калининградской области. В объявлении говорится, что фабрика работает с 1998 года, занимается серийным производством мебели для ванных комнат, обладает клиентской базой из дилеров, федеральных торговых сетей и оптовиков. В собственности имеются земельный участок 0,5 га, здания и строения площадью 2,4 тыс. кв. м, 2 действующих ООО. Оборот компании — более 100 млн. рублей в год, обременений в виде долгов и кредитов нет. Стоимость компании продавец оценил в 150 млн. рублей. Правда, в настоящий момент объявление снято с публикации, возможно, компания уже продана или собственник передумал расставаться со своими активами.
Российский ритейл восстанавливает обороты
По данным Росстата, в апреле оборот розничной торговли в России вырос на 34,7% год к году, что существенно превышает экспертные прогнозы, согласно которым рост должен был составить 25,4%. Столь благоприятный результат аналитики объясняют эффектом низкой базы: в прошлом году из-за локдауна обороты в ритейле снизились на 22%. В сравнении с апрелем докризисного 2019-го ритейл в этом году прибавил 5%, а в первом квартале оборот увеличился на 5,9% к 2020-му.
Хотя в прошлом году россияне вынужденно оттачивали навыки онлайн-шопинга, они не разлюбили делать покупки в офлайновой рознице. Сейчас посещаемость ТЦ восстановилась на 85% к уровню 2019 года, а товарооборот даже вырос. Однако покупательские привычки наших сограждан претерпели определенные изменения, и этот фактор будет учитываться при строительстве новых ТЦ и переформатировании имеющихся. Теперь люди не готовы тратить время на дорогу в торговый центр и предпочитают формат ТЦ «у дома». Посетители ходят в торговые центры не только за покупками, но и чтобы просто провести время, поэтому в торговых объектах будут увеличиваться площади фудкортов, зон развлечений и деловых зон. А стремление экономить стимулировало расцвет дискаунтеров и аутлетов.
Динамика расходов россиян действительно замедлилась: с начала июня индекс потребительской активности держится в среднем в районе 65 пунктов, правда, аналитики Сбербанка успокаивают: по их мнению, это не новый тренд, а обычные колебания.
Новые игроки на рынке товаров для дома
Еще один фэшн-бренд заходит на рынок товаров для дома: Gap в партнерстве с Walmart впервые представит линейку постельного белья и подушек. Продажи начнутся 24 июня и пока только онлайн, но в дальнейшем Walmart собирается продавать товары для сна бренда Gap Home и в физической рознице. У Gap широко идущие планы по освоению перспективного сегмента рынка: в прошлом году компания заключила сделку с агентством по лицензированию продуктов и брендов IMG, что позволит фешн-ритейлеру постепенно выйти на рынки домашнего декора и текстиля, мебели и прочих категорий товаров для дома.
Что нового в Финтехе?
В кредит и в рассрочку можно будет приобретать товары на Wildberries: маркетплейс запустил новый сервис в партнерстве c брокерской компанией Direct Credit и пулом банков и микрокредитных организаций. В кредит покупатели смогут приобретать все товары, представленные на маркетплейсе, а в рассрочку — пока — отдельные товары в категориях «бытовая техника» и «электроника». Займ предоставляется на срок от полугода до 2-х лет, минимальная стоимость покупки составляет 5 тысяч рублей, максимальная — 300 тысяч рублей. Кредит пользователи смогут оформить на сайте или в мобильном приложении, процедура одобрения занимает несколько минут.
Криминальные новости
И ещё о Wildberries. Как выяснилось, с апреля на маркетплейсе орудовали мошенники. Схему, с помощью которой злоумышленники выводили деньги, WB обнаружил в конце мая. Фиктивные продавцы размещали на WB несуществующий товар, который затем «приобретали» фиктивные же покупатели. При вводе реквизитов банковской карты злоумышленники намеренно совершали ошибку, оплата отклонялась, но WB при этом считал, что товар был продан, и, соответственно, расплачивался с подставными селлерами. В уголовном деле, заведенном московской полицией, значится ущерб в 1 млн. рублей, но телеграм-канал @banksta пишет, что мошенники увели у WB 350 млн. рублей. В компании заверили, что личности мошенников уже установлены благодаря оставленным ими «цифровым следам», а добросовестные продавцы и покупатели не пострадали.
Выставки и конференции ещё не закончились
Ввиду возможных новых локдаунов весьма своевременной оказалась выставка ECOM EXPO, прошедшая на прошлой неделе в «Экспоцентре» на Красной Пресне. Новые решения в области интернет-торговли и e-commerce, продемонстрированные участниками, помогут усовершенствовать навыки онлайн-продаж, если в российских регионах снова начнут закрывать офлайновую розницу.
Вновь назначенный куратор Salone del Mobile архитектор Стефано Боери обнародовал концепцию специального события Supersalone, которое пройдет с 6 по 10 сентября. В этом году выставка отходит от привычного формата: экспонаты будет выставлены не на стендах компаний, а размещены на рядах параллельных стен, спроектированных архитектором Андреа Капуто. Выставка будет открыта для широкой публики всю неделю, понравившуюся мебель люди смогут купить со скидкой, оплатив онлайн через QR-код. Новая концепция отвечает двум очевидным трендам этого года: с одной стороны, количество зарубежных профессиональных посетителей по объективным причинам сокращается, с другой — потребители проявляют повышенный интерес к обустройству дома.
В Санкт-Петербурге сегодня стартует «Мебельный бизнес-форум». Организаторы — выставочная компания «Рестэк» и журнал «Мебельный бизнес». Участникам предложена стандартная повестка, включающая в себя подведение итогов пандемии, выявление точек роста, разбор инструментов и готовых решений для развития мебельного бизнесе. Среди спикеров — руководитель аналитической группы РБК-исследование рынков Сергей Хитров, директор по развитию компании «Квейк» Анна Смирнова, основатель агентства «Мебель Маркетинг» Елена Фирсанова, глава группы «МИР» Алексей Лопухин, руководитель «Кухни Кук» Алексей Новиков и другие.