Итого 11.05.2021

Россияне снова увлеклись микрокредитами, государство хочет урезать объем поддержки малого и среднего бизнеса, европейский выставочный бизнес в состоянии неопределенности, а российские мебельщики намереваются посчитать убытки от майских.

Ажиотажный спрос на рынке кредитования физлиц

Ажиотажный спрос на рынке кредитования физлиц

Россияне кинулись оформлять микрозаймы. В марте их количество достигло 2,35 млн. рублей — это на 30% больше, чем годом ранее, сообщает бюро кредитных историй «Эквифакс». Общий объем выданных в марте микрозаймов составил 31 млрд. рублей, при средней сумме таких кредитов 13 тыс. рублей. Объем просроченных займов достиг рекордной цифры в 61 млрд. рублей, правда, уровень дефолтной задолженности, который, по словам гендиректора «Эквифакса» Олега Лагуткина, является более важным показателем, держится на уровне 33–34%.

Объемы потребительского кредитования в марте тоже побили рекорд, достигнув 340 млрд рублей, причем вырос как «средний чек», так и общее количество взятых кредитов, отмечают в «Эквифаксе». В среднем граждане брали в марте кредиты на сумму около 308 тыс. рублей (+4,9% к февралю). Аналитики полагают, что бум на кредиты связан с либеральной политикой банков, которые таким образом стремятся выполнить свои бизнес-планы. При этом россияне показывают себя как исключительно добросовестные заемщики: количество плохих займов снизилось на 0,8%, а общая сумма просроченной задолженности осталась на уровне февраля и составила 549,7 млрд рублей.

Ипотечные кредиты тоже на подъеме: в марте россияне взяли таких кредитов на 25% больше, чем месяцем ранее. По данным Центробанка, общая задолженность по ипотечным кредитам в начале апреля превысила 9,77 трлн. рублей. Банки спешат выбрать лимиты до окончания действия программы льготной ипотеки (1 июля текущего года), считают эксперты, а значит, по итогам апреля следует ожидать новых рекордов.

Вместе с тем, после отмены льготной ипотеки может снизиться спрос на новостройки, тем более что банки (как и было обещано) начинают поднимать ставки — ипотека дорожает.

Ставки по ипотечным кредитам повысил с 7-го мая Сбербанк. Повышение составило 0,4 процентных пункта. Как сообщили в колл-центре сервиса «ДомКлик» Сбербанка, сейчас ставки по кредитам на готовое жилье начинаются от 7,7%. До этого ставки начинались от 7,3%. Такое же повышение произошло по кредитам на новостройки (кроме ипотеки по программе с господдержкой), на строительство дома и на гаражи.

«Так как два последних месяца повышается ключевая ставка Банка России, Сбербанк принял решение изменить условия по ряду своих продуктов в соответствии с рыночными тенденциями», — сообщила пресс-служба банка.

Примеру Сбера начинают следовать и другие банки. С 11 мая повышает ставки «Газпромбанк». Более того, последние несколько недель идет «скрытое» повышение ипотечных ставок со стороны большинства банков: одни постепенно снижают или отменяют популярные дисконты — такие как дисконт за быстрый выход на сделку или за большую сумму кредита, другие — уменьшают партнерские дисконты для риэлторов и застройщиков, третьи — не продлевают акционные предложения.

Правительство планирует урезать программу льготного кредитования для малого и среднего бизнеса, действующую с 2019 года. В частности, федеральные власти хотят ограничить максимальную сумму займа, а также субсидии банкам на кредиты МСП. По новым правилам претендовать на займы до 2 млрд рублей сможет только средний бизнес, малые предприятия смогут рассчитывать максимум на 500 млн рублей, а микропредприятия — на 200 млн рублей. Предполагается снизить с 10 до 5 лет сроки субсидирования банков на снижение ставки, кроме того льготные кредиты будут недоступны тем компаниям, в учредителях у которых есть крупный бизнес с долей более 25%.

Европейский выставочный бизнес в зоне высокой турбулентности

Interzum

Interzum, состоявшийся на прошлой неделе и проходивший в виде pure online, со всей очевидностью показал, что для выставок виртуальный формат не подходит. Как бы хороша и технически совершенна ни была цифровая платформа (а interzum@home действительно была сделана очень неплохо), она может быть только вспомогательным инструментом, но самостоятельно не срабатывает. Если бы выставка прошла в гибридном формате, как изначально и задумывалось, с «настоящими», физическими экспонентами и живыми трансляциями со стендов, то цифровая платформа стала бы хорошим подспорьем для тех, кто не смог приехать на Interzum, но организаторам пришлось буквально в последнюю минуту переходить к плану Б, и здесь платформа intezum@home не справилась. Да и не могла справиться: фактически это была площадка исключительно для дистанционного общения. Но если вы планировали переговорить с действующими партнерами, какой смысл делать это на interzum@home, если с ними можно связаться в любое удобное для обеих сторон время. Если же вы в поиске новых поставщиков, что можно обсуждать, не видя вживую их продуктов? Экспоненты тоже не поверили в цифровой формат: если в последнем очном Interzum в 2019 году в выставке принимали участие более 1800 компаний, то в этом «подписались» всего-навсего 142. Тем не менее, шлем лучи поддержки организатору Koelnmesse и надеемся, что в мае 2023 года все мебельщики мира смогут встретиться в Кельне.

В конце мая нас ожидает еще одна «чисто цифровая» выставка — Meble Polska. Посмотрим, что она предложит экспонентам и посетителям и учтет ли опыт немецких коллег, хотя ожидаем предстоящего события с осторожным пессимизмом.

i Saloni

В состоянии неопределенности пребывает Миланский мебельный салон. Хотя проведение выставки в очном формате заявлено на 5–10 сентября этого года, все идет не так гладко, как хотелось бы. В конце апреля подал в отставку президент Salone del Mobile Клаудио Лути. Причиной своего решения он назвал отсутствие единства в рядах экспонентов. Иными словами, многие пока не подтвердили участие, и неизвестно, подтвердят ли вообще. И даже несмотря на то, что итальянское правительство, во многом благодаря усилиям Клаудио Лути, объявило о планах снять ряд коронавирусных ограничений для выставок с 1 июля, потенциальные участники беспокоятся, что в конце концов выставку все-таки отменят.

Дискуссия о проведении Салона вышла в публичное поле. В частности, мэр Милана Беппе Сала обратился через социальные сети к ключевым игрокам индустрии дизайна и мебели, призвав их серьезно задуматься о последствиях отмены Салона. «Мы работали в течение нескольких месяцев, чтобы гарантировать условия для безопасного участия мебельных компаний в Salone 2021. Сотрудничество между Миланом и мебельной промышленностью на площадке Salone del Mobile продолжается уже несколько десятилетий, но давайте будем откровенны, в это трудное время найдется немало европейских городов, которые захотят взять на себя роль столицы дизайна».

Французское правительство между тем тоже разрешило проведение выставок с 30 июня, и организаторы Maison&Objet уже подтвердили, что выставка состоится 9–13 сентября в выставочном центре Paris Nord Villepinte.

Кто в парки, кто в ТЦ, а кто — в соцсети

«PNK Парк Софьино» в Московской области для компании ТД «Лазурит»

Покупку более 11,5 тыс. кв. м в индустриальном парке «PNK Парк Софьино» в Московской области для компании ТД «Лазурит» профинансировал Альфа-Банк в Калининграде совместно с ГК Альфа-Лизинг. Альфа-Лизинг взял на себя всю организацию и реализацию сделки под ключ: провел оценку и экспертизу продавца, осуществил регистрацию и подготовил юридические заключения по участникам сделки и объекту недвижимости. Теперь в распоряжении «Лазурита» имеется готовый склад класса А, расположенный вблизи федеральной трассы М-5 «Урал».

Beyosa занялась завоеванием аудитории TikTok: в коллаборации с популярным тиктокерским домом Dream Team House дочка «Асконы» бросила вызов пользователям соцсети — участники челленджа должны заснять и выложить в сеть обнимашки с друзьями, родственниками, случайными прохожими, да с кем угодно. И конечно, с хитом продаж Beyosa — подушкой-обнимашкой, она же главный приз, который получат создатели самых креативных роликов. TikTok — вполне себе продающая платформа. Вопреки распространенному мнению, ее главная аудитория не подростки (каковых там меньше 20%), а взрослые платежеспособные люди в возрасте 25–44 года. Почти половина глобальных пользователей соцсети (49%) приобретала товары или услуги, увидев их рекламу в TikTok, но зумеры все-таки делают это чаще (36%), чем взрослая аудитория (15%).

В целом акционная активность мебельных сетей в первой половине мая заметно возросла — сказывается отток покупателей из магазинов. Как и прогнозировалось бизнесом, непрерывные выходные «отъели» серьезную долю выручки у компаний, некоторые сообщают о падении до 40% относительно апреля. FCP будет мониторить ситуацию.

divan.ru

15 мая состоялось (долгожданное) техническое открытие Мебельного центра OZ MALL в крупнейшем краснодарском ТРК OZ Mall. Инициатор проекта УК GP Group (управляет московскими мебельными центрами «Империя», «Принц Плаза» и краснодарским мебельным сегментом в ТРЦ «Красная Площадь»). Площадка в 10 тысяч кв.м раньше находилась в управлении компании AP Home. Флагманские салоны в Мебельном центре OZ MALL открывают компании «Эра», «Ангажемент», «Лазурит», Beyosa, «Интердизайн», «Шатура», Divan.ru и другие. Всего на площадке появится 40 мебельных арендаторов, большая часть которых — крупные федеральные бренды.

Ангажемент