Профильные ведомства «грозят пальчиком» ОЭЗ и маркетплейсам, мэрия Москвы предлагает столичным предпринимателям все более щедрую поддержку (но с условиями), а читатели FCP Media задаются вопросом о необходимости улучшения клиентского опыта. Какие ещё события интересовали отраслевую общественность на прошлой неделе?
Государство и бизнес
Правительство РФ пошло навстречу многочисленным пожеланиям трудящихся мебельщиков: с 2021 года начали действовать новые правила квотирования госзакупок российской мебели: если раньше они касались только государственных организаций, то теперь распространяются и на крупные частные компании и корпорации. Отныне доля мебели российского происхождения в их госзакупках должна составлять не менее 75% от общего объема. В соответствии с постановлением правительства РФ № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», новые нормы затрагивают закупки всех видов мебели — кухонной, для спален, столовых, гостиных и офисов, — изготовленных из древесины, металла и пластика. По словам президента АМДПР Александра Шестакова, эта мера принесет российской мебельной отрасли до 40-45 млрд. руб. дополнительной выручки и обеспечит ежегодный рост отечественного рынка мебели минимум на 10%.
Минэкономики предлагает пересмотреть условия создания особых экономических зон. Если сейчас для создания ОЭЗ требуется просто наличие проектов и потенциальных инвесторов, то по новым правилам (если таковые будут приняты), инвесторов должно быть не менее пяти, а совокупный объем заявленных инвестиций — 8 млрд. рублей и выше. Кроме того, по нынешнему законодательству инвесторы должны вложить в ОЭЗ в течение 10 лет вдвое больше, чем государство, а Минэкономики предлагает изменить это соотношение на один к пяти.
Мипромторг тоже вступил в фазу весенней активности и решил защитить селлеров от притеснения со стороны маркетплейсов. Ведомство выявило ряд «проблемных вопросов» и направило всем ведущим маркетплейсам письмо, где просит отчитаться о возможности их устранения. Список претензий к интернет-площадкам довольно обширный: тут и одностороннее изменение условий договоров, и сложности в расчете комиссий, и строгие упаковочные стандарты, и плохая клиентская поддержка, и много чего другого.
Вот, буквально в пятницу с мест сообщили о том, что Wildberries изменил с 14 апреля правила приема крупногабаритных отправлений в пункте приема заказов в Очаково. Селлеров (среди которых оказались и мебельные компании, отправившие туда товар), как водится, не уведомили.
Будем с тревогой наблюдать за битвой титанов в надежде, что макретплейсы и продавцы мирно договорятся между собой, не призывая в «посудную лавку» государство.
Мэрия Москвы продолжает демонстрировать чудеса щедрости по отношению к малому и среднему бизнесу. Ранее уже сообщалось, что столичные власти предлагают возместить предпринимателям до 50% затрат на контекстную и таргетированную рекламу в ряде поисковиков и соцсетей. Теперь же московская мэрия в сотрудничестве с «Яндексом» запустили программу поддержки МСП и готова возместить уже все 90% расходов на интернет-рекламу в сервисах «Яндекса». Программа рассчитана только на те компании, у кого есть точка офлайн-продаж или пункт выдачи товаров. Участники программы пройдут бесплатный обучающий курс и получат двухмесячную рекламную подписку на «Яндекс.Бизнес», 90% стоимости которой оплатит правительство Москвы. Впоследствии подписку можно будет продлить на 3 месяца или на полгода с 50%-ой скидкой.
Улучшаем клиентский опыт
Опубликованная нами на прошлой неделе статья эксперта EY в области customer journey и клиентского опыта Джанет Балис некоторыми читателями была воспринята с большой долей скепсиса. Мол, все это не для наших палестин, Россия до такого еще не доросла, да и слов-то вроде «бесшовная цифровая транзакция» у нас никто не знает. Но сама жизнь опровергает скептиков. Например, московский ТЦ «Метрополис» вскоре запускает формат иммерсивного шопинга: посетители покупают билет, приходят к назначенному времени и погружаются в интерактивное шоу. Шопинг-квест «По следам великого кино» будет проходить с 21 апреля по 28 мая кроме выходных, организаторы обещают, что в магазинах ТЦ, участвующих в акции, будут воссозданы интерьеры и атмосфера культовых фильмов. Потом билет можно будет обменять на сертификат и заняться шопингом. Билеты уже можно бронировать.
В Лондоне появились ещё два магазина бренда Sleep.8, принадлежащего Askona Life Group. Роман Ершов на своей странице в Instagram рассказал, что бутик на Кингс Роуд был открыт для того, чтобы познакомить с брендом местное комьюнити. В магазине есть уникальные расширенные сервисы, с помощью которых покупатели смогут создать кровать под собственные нужды. Жемчужина коллекции товаров для в Sleep.8 — первый в мире «умный» матрас Isense, которым можно управлять с приложения.
ИКЕА Россия вовсю работает над повышением качества клиентского опыта. С апреля для россиян стало доступно приложение для мобильных устройств на Android и iOS, через него можно оформить заказ, найти нужные товары и уточнить наличие, а также сохранить историю просмотров. Кроме того, компания договорилась о сотрудничестве с маркетплейсом OZON, и теперь интернет-площадка займется доставкой ряда товаров из ассортимента ИКЕА: заказывать товар покупатели по-прежнему будут на сайте ИКЕА, а забрать его можно будет в пунктах выдачи или через курьерскую службу OZON. Информация об этом появилась в телеграм-канале «Владельцы ПВЗ и КС», и ее уже подтвердил представитель маркетплейса. А еще ИКЕА продолжает укреплять свой имидж экологически ответственной компании: все 17 российских гипермаркетов ИКЕА, а также некоторые ТЦ «Мега» будут снабжаться электроэнергией, получаемой из возобновляемых источников. Для этой цели группа компаний Ingka приобрела 49% акций восьми парков солнечных батарей в Башкирии, Астраханской и Волгоградской областях.
Поставщик тканей заверяет: все будет хорошо
9 апреля произошел пожар на складе мебели и текстильных тканей в Электрострали, принадлежащем группе компаний UNICO Interiors decoration. Пожар разгорелся на площади более 3 600 кв. м, на его тушение понадобилось 10 часов. По рынку уже поползли слухи о неминуемом дефиците тканей: компания Instroy&Art — крупный поставщик обивочных материалов в отрасли.
Несмотря на серьезные материальные и моральные потери, компания планирует в течение одного–двух месяцев полностью восстановить запасы мебельных тканей и фурнитуры на складе, рассказал нам Александр Лундин — управляющий партнёр группы компаний UNICO Interiors decoration. По его словам, зарубежные и российские партнеры отнеслись к ситуации с пониманием и запланировали отгрузки в приоритетном порядке, благодаря чему работа компании существенно не нарушится. Что касается работы розничной сети салонов Lifestyle UNICO, то она продолжается в штатном режиме. В салонах есть полный ассортимент образцов тканей, принимаются заказы на мебель, светильники и аксессуары, налажено экспресс-производство мебели для выполнения клиентских заказов.