Трафик в ТЦ падает, онлайн-продажи растут
Пандемия, ограничительные меры, падение доходов населения и изменение покупательского поведения — таковы, по мнению аналитиков консалтингового агентства Watcom, причины масштабного падения трафика в торговых центрах в 2020-м году. В Москве посещаемость ТЦ снизилась на 31%, в Санкт-Петербурге — на 38%, а в среднем по стране трафик упал на 30%. Не помогли даже праздники — в этот период Shopping Index в обеих столицах опустился на четверть по сравнению с прошлым годом, а траты россиян на покупки и на общепит оказались на 15% ниже.
Но если в одном месте убыло, то в другом — прибыло. По предварительным данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), в 2020 году оборот рынка e-commerce может вырасти в полтора раза и достичь 3 трлн. руб., а доля в общем обороте торговли в РФ может составить 11%. Только на Wildberries в 2020-м число продавцов выросло в 5 раз и уже достигло 100 тысяч, по этому поводу WB открывают новый портал для селлеров. В новой версии портала предусмотрена быстрая регистрация для продавцов из России и других стран, повышен уровень безопасности доступа: авторизация пользователей осуществляется через push или SMS уведомления.
Кстати, скандал вокруг WB, связанный с намерением Минпромторга предоставлять субсидии на экспорт российских товаров только маркетплейсам без иностранного участия, что делало бы WB единственным получателем таковых субсидий, похоже, имеет шансы на благополучное разрешение. Ведомство готово оказывать поддержку и тем игрокам рынка, у которых не менее 50% принадлежит компаниям, зарегистрированным в офшорах: таким образом, на субсидии, судя по всему, смогут претендовать и ближайшие конкуренты Wildberrries — OZON, Яндекс.Маркет и AliExpress (но это не точно). Получив субсидии, маркетплейсы не должны будут брать с экспортеров плату за транспортировку и хранение товара. Впрочем, ряд крупных участников рынка по-прежнему считают, что справедливым было бы субсидировать непосредственно продавцов товаров.
Товарам для дома ничто не угрожает
Эксперты не раз отмечали, что для ритейла одним из последствий пандемии и связанного с ней возврата людей к «корням», то бишь повышения интереса к своему жилищу, будет рост продаж товаров для дома. А тут и статистика подоспела: Ассоциация прямых продаж (АПП) сообщает, что за 9 месяцев 2020 года доля категории «товары для дома» (без учета бытовой химии) подросла с 4,9 до 6,9% год к году.
Падение доходов не сказалось на планах россиян продолжать заниматься обустройством дома и в 2021-м. Как и в два предыдущих года 26% наших сограждан собираются сделать ремонт и приобрести мебель, о чем свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Хорошая новость: рынку товаров для дома в этом году не придется жестко конкурировать с мобильными телефонами. Если прежде смартфоны стояли на первых местах в списке приоритетных покупок, то теперь сместились на пятую строчку рейтинга (в 2021 году их собираются приобрести 11% россиян) — еще одним естественным конкурентом меньше (а турбизнес мы уже посчитали).
Иногда они возвращаются
А выставочному бизнесу вышло послабление: вслед за Москвой начинают снимать запреты на проведение массовых мероприятий (в том числе, и выставок) и в других городах: c 1 февраля в Краснодаре возобновляется конгрессно-выставочная деятельность. Начинаем готовиться к долгожданной UMIDS, встречаемся 7 апреля в «Экспограде Юг» на Фестивале мебельных франшиз.
Мебельная отрасль — первые итоги прошедшего года
Игроки мебельного рынка начинают публиковать финансовые показатели прошедшего года, подтверждающие тот факт, что 2020-й был для отрасли весьма успешным. Совокупная выручка Askona Life Group выросла на 8% год к году и составила 35 млрд. 698 млн. руб. Объем розничных продаж подрос на 10%, сегмент B2B — на 7% (6 млрд. 984 млн.). Самыми большими темпами росли продажи в интернет-магазине (+62%), что позволило сохранить положительную динамику совокупного омниканального показателя L4L +9,7% на конец отчетного периода, говорится в пресс-релизе компании.
Эффективность производства возросла на 6%, объемы производства в сегменте кроватей и диванов увеличились на 55%. Было запущено 80 новых ассортиментных позиций, в том числе, кресло с реклайнером и диван Hogan.
В 2020-м году Askona открыла 87 новых торговых точек, из них 57 — по франшизе. На начало этого года у компании в общей сложности 850 салонов (439 собственных и 411 франчайзинговых). Экспортные поставки выросли на 46%.
«Ангстрем» показал значительный рост продаж во всех товарных группах. Больше всего — на 445% — выросла прибыль от продажи обеденных столов, на втором месте — прихожие (+152%). Продажи диванов взлетели на 127%, спальни — на 74%, гостиные — на 56%. Средний чек в розничных салонах увеличился на 8%.
Мебельный ритейл мог бы добиться и лучших результатов, но продажи сдерживались нехваткой товара, рассказал директор по развитию крупнейшей дагестанской мебельной компании «Киргу» Алексей Фадеев. По его словам, можно было бы продать мебели на 20-30% больше, но из-за дефицита ЛДСП летом и осенью были проблемы с поставками.
Острая нехватка плиты сохраняется и в этом году. По оперативным данным Росстата за 9 месяцев 2020-го производство ДСП сократилось почти на 6%, то есть примерно на тот объем, который приходился на заводы «Русского ламината», остановленные в феврале прошлого года. Борьба за возобновление работы Игоревского и Сергиево-Посадского заводов продолжается, будем за этим следить.