Весь год мутации в микромире вырабатывали у нас быстроту реакции на изменения, тренировали в беге за инфляцией, выявляли слабые звенья в процессах и системах на всех уровнях, толкая нас к развитию, выстраиванию новых структур и каналов. Экспериментировали в поисках лучших решений и бизнес, и правительство. FCP делится декабрьском дайджестом ИТОГО, который во многом суммирует ключевые вызовы 2021-го года.
Субсидии, льготные кредиты и QR-коды
Правительство утвердило постановление, которое позволит масштабировать работу «зонтичного» механизма государственных поручительств для облегчения доступа к кредитным ресурсам малого бизнеса. Заемные средства с госгарантией можно получить на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие бизнеса, а также на рефинансирование кредита.
Этот механизм был запущен в качестве эксперимента в сентябре текущего года: оператор программы — Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) выдавала поручительства по кредитам банкам, принимая на себя часть рисков бизнеса. За время реализации пилотного проекта под поручительство Корпорации МСП компаниям малого и микробизнеса было выдано более 1,5 тыс. кредитов на сумму 12,7 млрд руб.
Расширена антикризисная программа выплаты субсидий работодателям, нанимающим безработных. Так, с 1 января работодатели смогут получить субсидии на трудоустройство молодежи до 30 лет, «относящейся к уязвимым категориям на рынке труда», в числе которых соискатели с инвалидностью, без среднего профессионального или высшего образования, не нашедшим работу в течение четырех месяцев после возвращения с военной службы или после получения образования и пр.
Госдума приняла законопроект о QR-кодах в общественных местах в первом чтении с перспективой доработки: поправки будут обсуждаться 14.01.2022. Инициативу о QR-кодах на междугородном и международном транспорте сняли с повестки Госдумы. Конкретный список мест, для посещения которых нужны QR-коды, предлагается определять главам регионов, а потому и ситуация на местах отличается: где-то перевешивает эпидемиологическая обстановка, а где-то — лобби торговли и общепита. И если в Татарстане QR-код спросят даже в общественном транспорте, то в некоторых других регионах ввели QR-каникулы в торговых центрах. Так, до 20 января снят запрет на посещение торговых центров без QR-кодов в Крыму и в Свердловской области. Отменены они при входе в ТРЦ в Курганской, Тюменской и Томской областях, однако QR-код потребуют на входе в ресторан и кинотеатр.
А в Петербурге решили перенести введение QR-кодов в ресторанах и кафе на 2 января, при том, что местные кинотеатры еще с начала ноября работают строго по системе QR-кодов.
Инвестиции в уют продолжаются
По данным Avito, в 2021 году россияне на 25% чаще искали и покупали товары для домашнего уюта, чем годом ранее. Причем самым популярным предметом обстановки был диван, за ним по запросам в категории «Мебель и предметы интерьера» следуют столы, и на третьей позиции — кухонные гарнитуры. Далее идут шкафы, компьютерные столы, кресла, стенки, комоды, стулья и кровати.
Несомненно, интерес к этим позициям связан с ростом числа новоселов. А в этом году ипотека снова побила рекорд: как следует из материалов ЦБ, объем ипотечного кредитования в России на 1 декабря вырос на 30,1% в годовом выражении. При этом аналитики Fitch Ratings прогнозируют, что, несмотря на снижение темпов роста ипотечного кредитования в России в следующем году, они все равно превысят 15%.
Платежный провайдер ЮKassa (входит в экосистему Сбера) и маркетплейс Hoff изучили структуру продаж мебели и сопутствующих товаров. Согласно их исследованию, в 2021 году оборот онлайн-платежей в мебельном сегменте вырос на 18% к уровню предыдущего года и в 2,1 раза превысил допандемийные показатели.
Тем не менее, обычная розница остается самым эффективным каналом продаж. Так, по данным Hoff, две трети всех продаж его сети приходится на офлайн, хотя доля онлайн-канала неуклонно растет. За 11 месяцев этого года продажи мебели этого бренда выросли на 10% в онлайн и почти на треть — в розничных магазинах.
Склады важнее магазинов
Бурное развитие онлайн-торговли привело к повышенному спросу на складскую недвижимость. И главный рекордсмен здесь Московский регион, на который приходится 54% качественных складов всей страны. По оценке Knight Frank, на рынке складской недвижимости этого региона в 2021 году было установлено сразу два рекорда: минимальная вакансия за 13 лет и максимальная ставка аренды за всю историю наблюдений за рынком. При том, что общий объем складской недвижимости в этом регионе, по данным российской консалтинговой компании Bright Rich, приблизился к рекордному 2014 году и составил 1,24 млн кв. м.
Оживление наблюдается и в сегменте торговой недвижимости: по итогам года в России будет сдано в эксплуатацию 672 тыс. кв. м новых торговых площадей — это максимальный рост с 2017 года, отмечается в отчете «Магазина магазинов».
Hoff — ньюсмейкер декабря
За последние две недели года компания открыла два гипермаркета, причем оба — в фиджитал формате: покупатели теперь могут выбирать товары не только из торгового зала, но и среди всего ассортимента компании (более 50 000 артикулов) с помощью специальных цифровых панелей или планшетов продавцов. Первый из них, был открыт в Курске, в ТРЦ Central Park, а следом, 23 декабря, заработал гипермаркет Hoff в ТРЦ Veer Mall Екатеринбурга.
На сегодняшний день сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff насчитывает уже 59 магазинов по России, общей площадью более 320 000 м², а посещаемость сайта Hoff.ru и мобильного приложения Hoff составляет 113 миллионов посетителей в год, сообщается на сайте компании.
Тем не менее, по словам сооснователя компании Михаила Кучмента, доля Hoff в объеме отечественного рынка мебели составляет всего 5%, но есть желание в среднесрочной перспективе завоевать не менее 10% рынка. Для таких амбициозных целей потребовалось усиление команды: в начале 2022 года на должность СЕО российской сети гипермаркетов по продаже мебели и товаров для дома Hoff заступает бывший глава «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков.
Девелоперы инвестируют в мебельный бизнес
Здесь снова в первых строчках Hoff. Теперь сеть гипермаркетов совместно с компанией «Атомстройкомплекс» займется обустройством мебелью квартир в новостройках. Клиенты застройщика еще на этапе строительства жилья могут выбрать комплект мебели для любой из комнат и включить его в договор долевого участия «Атома». «Программа «Квартира+» позволяет купить жилье, уже укомплектованное мебелью. Клиент может выбрать подходящий для него комплект из более 200 тыс. товаров Hoff, — рассказал коммерческий директор компании «Атомстройкомплекс» Данил Кузнецов.
Встречным курсом идет девелопер «Самолет», который запустил мебельный маркетплейс под собственным брендом. Изначально на сайте «Самолета» был сервис по выбору мебели для покупателей квартир «Конструктор мебели». Теперь же он стал доступен для широкого круга покупателей в разделе «Подбор мебели», который представляет собой интернет-магазин. На первом этапе маркетплейс будет обслуживать покупателей в Москве и области, а в дальнейшем планируется расширение до всех регионов присутствия группы. Сейчас ассортимент включает более 40 000 наименований, в числе которых 3000 позиций мягкой мебели и более 7000 — корпусной, а в будущем планируется его увеличение в два раза. По расчетам компании, в 2022 году оборот маркетплейса составит 0,5 млрд рублей, а к 2024-му — вырастет до 2 млрд.
Успехи «Первой мебельной фабрики» связаны не только с меблировкой квартир в новых жилых комплексах Санкт-Петербурга, которых на счету компании уже больше 10 тысяч.
Как сообщила пресс-служба санкт-петербургской компании фабрики, число корпоративных и государственных заказов предприятия в 2021 году увеличится более чем на 20%, и по итогам года стоимость данного портфеля превысит 1 млрд рублей.