Традиция выбирать слово, лучше всего отражающее уходящий год, его главный тренд или настроение общества, соблюдается во многих странах. Так, на этот раз словом года по версии российских издательств стало существительное «мир». Американская компания Merriam-Webster, издающая словари и лексические справочники с XIX века, присвоила статус слова 2024 года существительному polarization, которое определяется как разделение на две резко различающиеся противоположности; состояние, при котором мнения, убеждения или интересы общества концентрируются на крайностях.
Словом года по версии Оксфордского словаря стало brain rot (гниение мозга) для описания ситуации, в которой у человека в результате чрезмерного потребления некачественного онлайн-контента, ухудшаются психологическое состояние и когнитивные навыки. Словом года по версии австралийского Macquarie Dictionary стало enshittification, которое можно перевести на русский язык как «дерьмофикация». Оно стало своеобразным термином, обозначающим постепенное снижение качества услуг или продуктов из-за стремления их поставщиков и производителей к увеличению прибыли.
Представляем и нашу версию слов, отражающих знаковые события в российском мебельном бизнесе.
Инфляция
Россияне назвали инфляцию главным экономическим явлением 2024 года. По данным Минэкономразвития, инфляция в России на 23 декабря составила 9,7% в годовом выражении — такой уровень связан со множеством факторов, влияющих на экономику. Однако достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует предпосылки для снижения инфляции: по прогнозам Центрального банка, инфляция постепенно снизится до уровня 4,5–5% в год. Тем не менее, нельзя исключать, что разогнать внутренние цены нам «помогут» внешние факторы. В конце 2024 года США ввели самые масштабные санкции против российской финансовой системы, на подходе и другие.
Ипотека
С июля 2024 года завершила свое действие массовая ипотека на новостройки под 8%, проработавшая больше четырех лет. Кроме того, изменились условия семейной ипотеки — поддержка в ее рамках стала более точечной.Несмотря на сужение круга потенциальных заемщиков, «Семейная ипотека» остается наиболее массовой программой: во втором полугодии на ее долю приходится 81% всех сделок с господдержкой.
Другие льготные ипотечные программы — сельская, дальневосточная, арктическая ипотека, а также программа для IT-специалистов — сохранились, хотя условия по ним тоже были ужесточены.
Ключевая ставка
Рост ключевой ставки с 16% в начале года до рекордного 21% в октябре значительно увеличил ставки по ипотечным кредитам и сделал покупку жилья без господдержки роскошью, доступной немногим.
К концу 2024 года крупнейшие банки страны подняли рыночные ставки по ипотекам до 22–39% годовых и ужесточили условия: первоначальный взнос теперь может достигать 50% от стоимости жилья. При таких условиях вполне объяснимо откладывание принятия законопроекта о «мебельной ипотеке».
Недоступными для многих стали не только ипотечные кредиты: в ноябре суммарный объем розничного кредитования (ипотека, автокредиты и кредиты наличными) упал на 29%, в 2025-м банкиры ожидают падения еще на треть.
Кадровый голод
Если в прошлом году о нехватке кадров говорили 85% российских компаний, то в текущем проблемы с персоналом испытывали уже 91%. Производству остро не хватает квалифицированных кадров — технологов, операторов станков с ЧПУ, сборщиков мебели.
Прогнозы неутешительны: в ближайшие пять лет дефицит специалистов сохранится. Мебельные компании будут вынуждены активно балансировать между автоматизацией производств, аутсорсингом и развитием собственных сотрудников, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
Господдержка
Все больше мебельных фабрик становятся участниками нацпроекта «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА», делая ставку на повышение эффективности. В рамках этого федерального проекта специалисты Федерального и региональных центров компетенций бесплатно помогают российским предприятиям свести к минимуму издержки и увеличить прибыль. В помощь бизнесу разработан целый комплекс мер, включая финансовое стимулирование и консультации экспертов по работе предприятий.
Наиболее востребованной формой государственной поддержки в 2024 году стало льготное финансирование: гранты и субсидии на приобретение оборудования и развитие бизнеса, льготное кредитование малых и средних предприятий, промышленная ипотека, компенсации затрат экспортерам и другое.
В 2024 году каждый десятый предприниматель воспользовался государственными мерами поддержки в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» по линии Корпорации МСП, было заключено свыше 10 800 кредитных договоров на 306 млрд рублей, и лимиты были исчерпаны еще в июле.
Объем субсидий на льготные кредиты МСП в 2025–2030 годах составит 238 млрд рублей, что позволит финансировать обязательства по старым займам и сохранить выдачу новых, но в меньшем объеме.
Маркетплейсы
Сегмент мебели на маркетплейсах оставался в центре внимания весь 2024-й года. Главный бенефициар роста мебельных категорий — Ozon, но и Wildberries не отстаёт. Маркетплейсы в целом отчитались о том, что у них стали в пять раз чаще стали заказывать крупногабаритные товары.
Однако динамика роста мебельных селлеров на крупных маркетплейсах замедлилась. Эксперты полагают, что в 2025-м году их ждет серьезная конкуренция. По оценкам аналитиков рынка, большие маркетплейсы могут проиграть битву за клиентов нишевым платформам и интернет-магазинам. Как сообщали эксперты Tinkoff eCommerce, предпосылки к этому были еще в 2023-м. Уже тогда три четверти онлайн-покупателей рассказывали, что ищут сайт продавца, даже если сам товар обнаружили на маркетплейсе.
Офлайн-ритейл
С начала года в Москве было открыто 96,2 тыс. кв. м торговых центров, говорится в материалах CORE.XP. По итогам года это значение может достигнуть 112,2 тыс. кв. м, что превысит значение прошлого года почти в 3 раза.
В мебельном бизнесе в открытии офлайновых торговых форматов лидировали кухонные студии и магазины товаров для сна.
В регионах по итогам 2024 года было открыто 238,6 тыс. кв. м торговых центров в 15 городах (без учета Москвы), что на 28% ниже, чем годом ранее. Средняя площадь нового ТЦ составила 11,8 тыс. кв. м. Причем, основу ввода в этом году составляют малоформатные ТЦ, что актуально и для столичного региона, и для региональных рынков.
Несмотря на то, что россияне стали чаще интересоваться товарами в мобильных приложениях (в 2024 году среднее ежемесячное число просмотров товаров на пользователя в приложениях брендов мебели и DIY выросло на 35%), большая их часть (около 60%) по-прежнему предпочитает совершать такие ключевые покупки, как мебель, в офлайн-магазинах.
Автоматизация
Внедрение автоматизированных систем управления, сопровождающееся структурированием процессов организации — тренд, который набрал обороты в 2024-м году. Об этом, в частности, рассказали участники Цифрового Мебельного Форума, организованного компаний LIGA и агентством FCP.
Одним из важнейших трендов рынка автоматизированных систем управления является создание сквозной системы, с одной стороны, объединяющей задачи уровня АСУ ТП и MES с решением бизнес-задач, с другой — соединяющей в единый виртуальный механизм физически отдельные сегменты.
Собственная торговая марка
2024-й год ознаменовался взрывным ростом собственных торговых марок на рынке домашнего обустройства. С одной стороны, это последствия ухода иностранных брендов из России, с другой — насущная необходимость разделять ассортимент в разных каналах сбыта: в офлайне, на маркетплейсах и в контрактных секторах.
Сделано в России
Дизайнерские сообщества в 2024-м году организовали больше десятка альтернативных выставок и мероприятий, главной идеей которых стало размышление о судьбе и перспективах российского промышленного дизайна. Эксперты полагают, что в 2025-м этот тренд только усилится и окрепнет.