Осенью 2021 года в России появился маркетплейс дизайнерской мебели и декора RoomSee. Инициаторы проекта Александр Зуев (основатель и руководитель digital-агентства) и Анна Комаровских (серийный предприниматель, владелица региональной розничной сети интерьерных салонов) решили объединить свои компетенции для того, чтобы сделать удобный сервис комплектации для российского рынка интерьерных дизайнеров. Прообразом RoomSee послужил американский портал 1stDIBS, объединяющий маркетплейс интерьерных товаров лакшери-сегмента и агрегатор-комплектатор. В личном кабинете пользователя доступны такие сервисы как расчет сметы, заложены специальные скидки на товар, которые RoomSee обговаривает с селлерами. Среди них — модели фабрик Evanty, IMODERN, La Redutte, Anderssen и проч. Что характерно, продавцы RoomSee сами организуют доставку и устанавливают ее стоимость и сроки.
Компания делает ставку на технологичность и автоматизацию процессов, поэтому уже разработала приложение для VR-шлемов, чтобы у обладателей гаджетов была возможность совершать покупки в режиме просмотра товара 360 градусов. Основатели RoomSee убеждены, что «технология заменит существующие форматы приобретения мебели, у покупателей отпадёт необходимости ездить в оффлайн-магазины».
Изначально RoomSee должен был стать венчурным проектом. В инвестиционном раунде, который должен был пройти в марте этого года, планировалось участие 28 потенциальных инвесторов, но в конце февраля ситуация круто изменилась. Команде поступило предложение релоцироваться и продолжить работать за пределами России, но партнеры, невзирая на сложности, решили продолжать работу в России, так как проект ориентирован на отечественных пользователей.
— На сегодняшний день мы инвестируем в проект самостоятельно, за счет действующих бизнесов, — говорит Анна Комаровских. — Я восемь лет занимаюсь импортом мебели из Италии плюс работаю с премиальными клиентами из Европы, а также из Москвы и Екатеринбурга, и это позволяет содержать всю команду.
У всех членов команды RoomSee есть опыт работы на мебельном рынке, и это важно при работе с дизайнерами, на которых, в первую очередь, фокусируется маркетплейс. Создать российский аналог 1stDIBS это значит как минимум уметь произвести отбор мебели и предметов интерьера, который заинтересует дизайнерскую публику. Поэтому к выставляемому на витрине RoomSee продукту предъявляются особые требования: маркетплейс отбирает оригинальные, модные и качественные предметы интерьера. На сегодняшний день в пуле поставщиков маркетплейса присутствуют практически все российские фабрики, производящие дизайнерскую мебель или разрабатывающие авторские линии.
— Мы делаем ставку на дизайнеров, они — наша приоритетная аудитория. Это b2b сектор, и мы верим в его перспективы в любом случае. Вот в моем бизнесе все крупные продажи мебели идут через дизайнеров. Средний чек у них не меньше 400 тыс. рублей, тогда как у клиентов b2c — 20 тыс. рублей. К тому же рынок b2c очень конкурентный, а дизайнерами никто особенно не занимался. Большинство из них зачастую сами завозили мебель из Европы. Понятно, что сейчас эти возможности для них окажутся перекрытыми.
Часть ассортимента RoomSee — импортные товары, причем особых трудностей с логистикой, по утверждению Анны Комаровской, у них пока нет, единственное, удлинились сроки доставки: если раньше грузы из Европы приходили за 10 дней, то теперь — 20. Отгрузки из Италии производятся в обычном режиме, ограничения по поставкам товаров стоимостью выше 300 евро затронули ряд категорий, таких как сантехника и предметы декора, но мебели санкции не коснулись.
— Например, у La Redoute машины приходят на склад каждую неделю. Такого оборота, такой скорости работы и такого качества, как у La Redoute я больше ни у кого не наблюдаю. Это тот уровень, к которому надо стремиться. IModern сделали очень удачную подборку товара. Спрос на продукцию этих двух фабрик очень высокий, рынок жив, люди, несмотря на все сложности, хотят украшать свои дома, и у дизайнеров полно работы.
Планы у RoomSee амбициозные, и Анна Комаровских уверена, что компания сумеет добиться желаемых результатов за счет сервисов, которые оценят именно практикующие интерьерные дизайнеры — бонусы от селлеров, кэшбек, появляющийся в личном кабинете с функцией перевода в личный кошелек. Еще один удобный инструмент — автоматическое составление сметы, которую дизайнер может отправить клиенту либо в формате pdf, либо ссылкой.
— Клиент покупает товары по этой смете, а мы, в свою очередь, сразу видим, чья она и автоматически зачисляем дизайнеру кэшбек. Все остальные инструменты, например, функция «поторговаться с фабрикой», уже не новы, но в России мы их сделали первыми. Сейчас RoomSee тестирует собственную разработку — приложение для VR-шлемов, и в мае ее запустим. С помощью этого инструмента клиенты смогут в мельчайших подробностях рассмотреть предметы мебели, выбранные ими в проекте 360о.
Единственная, но серьезная проблема, которая может помешать широкому распространению технологии, — это отсутствие у фабрик качественного контента и 3D-моделей, сетует Анна Комаровских. В каталоге 15 тысяч позиций, а 3D-модели нужного уровня есть только у одной тысячи. Впрочем, проблема решаема: компания уже запустила сервис разработки 3D-моделей для всех своих партнеров. На сегодня услугой уже воспользовались 100 мебельных фабрик.
В мае RoomSee планирует провести презентацию нового продукта для дизайнеров. В перспективе компания планирует сформировать комьюнити для дизайнеров, которые не боятся внедрять технологии в свой бизнес. На базе этой идеи и планируют взаимодействовать. Этим летом RoomSee хотят реализовать проект аукциона авторской мебели, куда пригласят поучаствовать российских производителей.
— Предложим компаниям изготовить авторский, дизайнерский предмет мебели и установим за него начальную цену. Допустим, предмет декора будет стоить от 100 долларов, а мебель — от 300 долларов. Собираем аудиторию истинных ценителей, дизайнеров, клиентов и запускаем торги. Для фабрик это хорошая возможность протестировать модель, а потом, возможно, запустить их в малую серию. Я хочу проводить такие ивенты на регулярной основе, они не затратны, но при этом интересны, прежде всего дизайнерам.
В долгосрочных планах RoomSee — создание полноценной коммуникативной экосистемы для дизайнеров. Маркетплейс не намерен вкладывать большие бюджеты в закупку трафика. Задача — привлечь целевую аудиторию. Именно поэтому компания ведет последовательную работу с дизайнерами, развивает каналы коммуникации. Например, создают Youtube-канал, где собирают именитых дизайнеров, таких, как Григорий Масленников, работы которого выставляются в Лувре.
— Для нас главное, чтобы трафик был эффективным: пусть это будет один миллион человек в месяц, но среди них должны быть 10 тысяч дизайнеров.