В нынешний кризис — нервы у многих на пределе. Один из способов сохранить трезвость мыслей — собраться и обсудить проблемы сообща. К этому методу профессиональные сообщества прибегали во время локдауна 2020-го. История повторяется и сейчас. Участники крупнейшего в Телеграме профессионального отраслевого сообщества «ТОП-мебельщик в МИРе», организованного основателем консалтингового агентства «Мебель. Инвестиции. Ритейл» (МИР) Алексеем Лопухиным, с 3-го марта пристально мониторят очередную «новую реальность» в специально созданной для этого антикризисной группе.
Дельные советы и прогнозы дал Олег Ретанов, владелец подмосковной торговой компании «Квейк» (розничная сеть «Медведь»).
Для производителей начинается сложный период, им придется перестраивать все технологические и логистические цепочки. Переходный период, по мнению Олега Ретанова, будет продолжаться минимум до конца года. Доля импортных материалов и комплектующих в отечественной мебели доходит до 70%. Поставки компонентов из Европы сократятся, но производителям придется нарастить поставки из Турции, Китая, может быть, Индии. Однако, как показали два пандемийных года с поставщиками из Китая все будет непросто: все товарные позиции очень подорожают, сроки отгрузок удлинятся.
Идеальный вариант, считает Олег Ретанов, перестраиваться на российских поставщиков. Ритейлерам необходимо обсудить все шаги со своими партнерами-производителями. При этом нужно понимать, что будут сбои в поставках, будет снижение качества. Скорее всего, какой-то период придется торговать «с колес», в зависимости от наличия тех или иных материалов. Попасть в нужное качество, в идеальные заказные позиции будет сложно. Все это надо обсудить с производителями, а они, в свою очередь, должны провести переговоры с сетями и дилерами, чтобы выстроить информативную и рабочую стратегию.
Ритейлерам нужно уже сейчас начинать переговоры с арендодателями о снижении ставок. Что касается фонда заработной платы, то здесь имеет смысл использовать стандартный вариант — сокращение фиксированной части и перестройки KPI с увеличением переменной части.
— Важно, чтобы сотрудники понимали, что у руководства и владельцев бизнеса, не стоит задача что-то отобрать у персонала. Я не рассчитываю сейчас на доходы и прибыль, наоборот, готов вкладывать свои запасы, чтобы сохранить коллектив.
Какой будет ситуация с продажами? По мнению Олега Ретанова на протяжении нескольких недель еще может сохраняться повышенный спрос, но нужно понимать, что люди тратят последние деньги. Мебель в цепочке потребления находится на 9–10 месте. Сейчас мебельные компании получают неплохую выручку, но через 3–4 недели следует ожидать провала. Структура нового спроса сформируется через несколько месяцев. Нужно готовиться к нулевым выручкам.
— Мы должны быть готовы к провалу с точки зрения статей затрат, работы с производителем. Я считаю, что ритейлерам и фабрикам сейчас не надо притормаживать продажи. Некоторые хотят придержать товар, закупить его по старым ценам, чтобы потом продать по новым. Это высокорисковая стратегия: имея ликвидность, мы сохраняем маневренность. Можем поменять ассортиментную матрицу, ввести новые товарные категории, например, постельное белье. Имея ликвидные средства, можно поддержать свою команду и сохранить ее. Если у вас есть возможность часть средств оставить в товаре, а часть вывести в ликвидность, которая даст несколько месяцев запаса — такой сценарий тоже возможен.
Из положительных (если так можно сказать) моментов ситуации: доля импорта сильно сократится. Останется мебель из Белоруссии, и она будет очень конкурентной, если только белорусские поставщики перестроятся на цены в рублях. Останется китайская мебель — средний сегмент уйдет, но высокий и эконом сохранятся. В таких условиях у российской мебельной торговли появится возможность сохранить и даже увеличить свою долю на сжатом рынке, который, по прогнозам, сократится процентов на 30.