На прошлой неделе не происходило ничего хорошего: геополитические игры обрушили курс рубля, вынуждая бизнес закладывать в маржу валютные риски, инфляция по-прежнему чувствует себя вольготно, отъедая все новые доли от и без того не слишком высокой покупательной способности россиян, а высокие темпы заболеваемости новым штаммом коронавируса бьют по покупательскому трафику и смешивают карты выставочному бизнесу.
Инфляция официальная и реальная
По данным исследовательского холдинга «Ромир», реальная инфляция за 2021 год, рассчитанная по индексу-дефлятору FMCG, достигла рекордных 18%, что более чем вдвое превышает официальную цифру Росстата (8,4%)
В отличие от индекса инфляции Росстата, рассчитываемого исходя из базовой корзины продуктов, дефлятор FMCG «Ромира» замеряет цены на ту корзину продуктов, которая формируется по факту реальных покупок.
И эти 18% ближе к реальности. Впрочем, росстатовская ловкость рук уже никого не удивляет: ведомство уже настолько поднаторело в подкручивании методик расчетов, что мы не удивимся, если в этом году официальная инфляция приблизится к нулевым отметкам.
Теперь посмотрим динамику цен на недвижимость: по данным «Авито Недвижимости», в январе 2022 г. стоимость первичного жилья выросла на 44% год к году. Недвижимость в крупнейших городах России подорожала до 135 000 руб. за квадратный метр. В «ЦИАН.Аналитике» называют более скромные цифры: в январе текущего года «квадрат» в новостройке стоит 118 400 руб., что на 32% выше прошлогодних цен.
Не растут только доходы граждан: социальные выплаты и пенсии индексировали на 8,4% и на 8,6% соответственно (то есть на тот же официальный показатель инфляции). Повышение зарплат вроде бы тоже предусмотрено, но кому и насколько, не очень понятно.
Покупательная способность не резиновая
Граждане вынужденно пересматривают свои ипотечные планы: согласно данным опроса платформы залогового кредитования Online-Ipoteka, 34% респондентов, планировавших оформить ипотеку в 2022 году, отложили это решение из-за высоких ставок и цен на недвижимость, около 18% опрошенных изначально собирались купить жилье в кредит, но отказались от этих планов. Намерение получить в текущем году ипотечный кредит сохраняют лишь 27% опрошенных, 21% участников исследования вообще не имели таких планов.
Почти половину (47%) респондентов, которые отложили ипотечные планы, смущает повышение процентных ставок по кредитам на покупку жилья. Среди тех, кто отказался от планов купить жилье в ипотеку, 31% не хватает средств на первоначальный взнос, 28% не готовы брать кредит из-за высоких процентных ставок, 27% не устраивает стоимость жилья, 14% не готовы брать кредит из-за нестабильной экономической ситуации.
Да и ситуация с закредитованностью россиян не внушает оптимизма: как показало исследование Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), почти половина заемщиков (45%) влезает в новые долги, чтобы обслуживать уже имеющиеся.
Вдобавок, растет число банкротств. Так, согласно данным проекта «Федресурс», количество судебных банкротств россиян за прошлый год увеличилось на 62%, достигнув почти 193 тыс. И это, не считая решений о внесудебном банкротстве граждан.
В абсолютном выражении по числу граждан-банкротов по-прежнему лидируют Москва и Московская область — 10,2 тыс. и 10 тыс. соответственно. За ними в пятерке лидеров — Краснодарский край (9,8 тыс.), Санкт-Петербург (8,2 тыс.) и Самарская область (7,9 тыс.)
Ожидания соотечественников также не назовешь оптимистичными. Исследовательский холдинг Ромир спросил у россиян, чего лично для себя они ждут в 2022 году, и сравнил результаты с данными 2001 года. Улучшения материального положения в текущем году ожидают 35% россиян. В 2001 году таких было 49%. Число ожидающих ухудшения материального положения, напротив, возросло с 4% до 10%. Хуже всего то, что четверть россиян вот уже 20 лет не ждет ничего (26% в 2021 против 23% в 2001).
Маркетплейсы «на коне»
Результаты своей работы за 2021 год представил Wildberries: чистый оборот от продаж товаров и услуг вырос на 93%, до 844 млрд руб., число заказов увеличилось на 146%, а покупательская аудитория достигла 113 млн пользователей. Всего через платформу было приобретено более 1 млрд товаров, что на 81% больше, чем в 2020 году.
Мебельщикам интереснее Ozon и AliExpress — на этих площадках пользователи покупают мебель чаще и охотнее. Но если итоги от AliExpress мы увидим ближе к весне, то Ozon планирует опубликовать свой годовой отчет уже на этой неделе. И, судя по тому, что оборот Ozon в третьем квартале 2021 вырос более чем в два раза по сравнению с прошлым годом, результаты ожидаются впечатляющие.
Тройка наиболее популярных онлайн-ритейлеров в 2021 году, согласно рейтингу Brand Analytics, оказалась довольно стабильной: на первом месте — AliExpress, вторая позиция у Ozon, замыкает тройку лидеров Wildberries. При этом разрыв между ними становится все меньше — у Ozon и Wildberries почти двукратно увеличилось количество упоминаний за год до 4,9 млн и 4,5 млн соответственно, а вот AliExpress стал упоминаться реже по сравнению с 2020 годом.
Отраслевые вызовы
ГК «Самолет» планирует к концу года стать одним из крупнейших игроков мебельного рынка России. Включение меблировки в базовую комплектацию квартиры и интерьерный маркетплейс уже в этом году обеспечат группе оборот более чем в 15 млрд рублей, что сопоставимо с показателями мебельных компаний из первой пятерки. В 2021 году каждая третья квартира была куплена у группы «Самолет» не только с отделкой, но и с мебелью. По итогам прошлого года сумма продаж квартир с меблированной кухней в проектах компании в Московском регионе составила около 50 млрд рублей — результат превысил планы компании почти в два раза. Новый продукт уверенно набирает популярность, а спрос на него поддерживается как более выгодной ценой за счет исключения наценки розницы из цепочки поставок, комплексного предложения и наличия оптовых скидок от производителя мебели, так и возможностью включить его стоимость в ипотечный кредит. Более 80% квартир от «Самолета» планируется продавать с кухонным гарнитуром. В «Самолете» рассчитывают увеличить свою долю на мебельном рынке и за счет маркетплейса, где любой желающий сможет приобрести мебель и предметы интерьера.
Тем временем офлайн-магазины переживают не лучшие времена: даже успешные мебельные компании фиксируют значительное снижение трафика, и причина — не только в покупательной способности.
Посещаемость торговых центров в крупных городах упала на 20–50 % после введения ограничительных мер, и самый резкий отток покупателей был связан с проверкой QR-кодов.
Консалтинговая компания JLL и Hoff изучили покупательское поведение россиян на фоне «антиковидных» ограничений: каждый второй участник опроса отметил, что если ходить в торговые центры можно будет только с QR-кодом, то он будет совмещать покупки в обычной рознице и в Сети, 18 % респондентов готовы заказывать все необходимое онлайн, а 13 % намерены отложить покупки до отмены кодов. При этом у большинства респондентов (74 %) сертификат о прививке или перенесенном COVID-19 уже есть.
Новый штамм «омикрон» превратил европейский выставочный ландшафт в выжженное поле, все крупные игроки выставочного бизнеса один за другим объявляли о переносе сроков проведения на лето (последней «пала» Познанская Meble Polska, изначально запланированная на февраль). И только один стойкий оловянный солдатик — стамбульская мебельная выставка IFF — остался в строю: турки, как и обещали, провели выставку в конце января. Неудивительно, что международная мебельная общественность, включая и российскую, дружно отправилась на берег турецкий, не смутившись ни эпидемией, ни сильными снегопадами. Судя по репортажам в социальных сетях, в этом году представленность российских байеров в Стамбуле была рекордной. На выставке «засветились» команды «Любимого дома», «Асконы», «Эры», «Неополис Каза» и других. Многие открывали для себя ассортимент турецкой промышленности впервые. Общий вердикт — мебель специфичная, но обивки достойны внимания! Подробные репортажи от посетителей IFF смотрите в официальном аккаунте FCP Media в Инстаграме.