Традиционное новогоднее пожелание — «пусть все плохое останется в старом году» — опять не сработало. Все проблемы (как мировые, так и отраслевые) плавно перешли в 2022 год и не намерены нас покидать. Кризис цепочек поставок, рост логистических издержек, повышение цен на сырье и материалы, то и дело возникающий дефицит материалов и компонентов и догоняющий его дефицит готовой продукции — со всем этим предстоит как-то справляться. Самое простое и очевидное решение — это повышение цен.
31 декабря Ingka Group объявила об увеличении цен на свои товары на всех рынках присутствия IKEA в среднем на 9%. И это при том, что осенью прошлого года компания заявляла, что российские филиалы цены повышать не будут. Но вряд ли компания сможет сдержать это обещание. Дефицит самых ходовых товаров на складах «Икеа» колоссальный. Дополнительно Ingka Group планирует увеличивать количество товарных позиций низкого ценового сегмента, и со временем их доля в ассортименте должна будет составлять более половины. Единственное, чего компания пока не сделала, так это не объявила об усилении локализации производств, но скорее всего, рано или поздно ей придется пойти на этот шаг. Тем более успешный опыт локализации у компании имеется. Производственное подразделение Ingka Group «ИКЕА Индастри» владеет в 11 странах более чем 40 производственными площадками. В России производственная группа IKEA представлена фабриками «ИКЕА Индастри Вятка» (производство мебели из массива), «ИКЕА Индастри Новгород» (производство ЛДСП и корпусной мебели) и «ИКЕА Индастри Тихвин».
Тренд на возвращение производств «домой» уже заметен вполне отчетливо, и, возможно, мы становимся свидетелями коренного изменения модели международного разделения труда, основанной на выводе производств в страны с низкой стоимостью рабочей силы. Модель, которая складывалась десятилетиями и еще пару лет назад казалась незыблемой и абсолютно надежной, не выдерживает испытания пандемией.
Вот уже новый CEO сетевого fashion-ритейлера C&A Джини Боер заявляет о планах по возвращению производства в Германию. Прежде товары для C&A производились исключительно в Юго-Восточной Азии, пока осенью прошлого года не была введена в строй фабрика по пошиву джинсов в немецком Мёнхенгладбахе. Сейчас на этой площадке отшивают 400 тысяч пар джинсов в год, со временем мощности будут увеличены до 800 тысяч. И пусть пока это всего 3% от общего объема производства, но тренд налицо.
В Северной Америке процесс возвращения производств на «историческую родину» куда как заметнее — здесь кризис цепочек поставок уже подвигнул нескольких крупных ритейлеров мебели и товаров для дома на удвоение локальных производственных мощностей. Бренд mDesign (СТМ Amazon) в прошлом году более чем втрое увеличил объем заказов по производству пластиковой мебели, систем хранения и предметов декоры, размещаемых у местных партнеров и перевел 10% рабочих мест, занятых в сегменте производства товаров из пластика, из Китая в Огайо. В этом году компания планирует перенести в США производство ряда других материалов, в частности, проволоки. По словам гендиректора mDesign Стейси Ренфро, еще до прошлого года вывод подобных производств из Китая был нерентабельным, но сейчас ситуация в корне изменилась, и уход из Поднебесной становится серьезным трендом, прослеживаемым во всех отраслях: «Дело уже не только в стоимости, теперь цель состоит в том, чтобы приблизить производство к каналам дистрибуции и удовлетворить растущий спрос».
Премиальный мебельный бренд Atelier Purcell принял решение производить большую часть мягкой мебели по индивидуальным заказам в Заливе, а многие позиции корпусной мебели — в Миннесоте. Кроме того, компания собирается наращивать складские запасы: ее основатель Александр Перселл говорит, что сейчас дизайнеров больше интересуют сроки выполнения заказа, а не индивидуализация. Компания, владеющая DTC-брендами Whom Home и Innova Luxury Group, вдвое увеличила свою производственную площадку в Мексике, производитель мебели для кухонь и ванных комнат премиального сегмента Italkraft открыл свое первое производство в США в декабре прошлого года, а мебельная компания Sherrill переоборудовала склад в фабрику мягкой мебели на заказ. Все это делается с одной целью: ослабить зависимость от зарубежных поставщиков, на которых больше нельзя полагаться, и реализовать важное конкурентное преимущество, а именно, близость производства к конечному потребителю.
Вместе с тем, процесс переноса мощностей из Азии на непосредственные рынки сбыта не так уж и прост. Простой пример. В 2021 году западноевропейский импорт из стран Центральной и Восточной Европы резко сократился, в то время как импорт из Китая упал гораздо меньше и к апрелю 2021 года уже восстановился до уровня, существовавшего до пандемии COVID. Правительствам центральноевропейских стран следует инициировать новые меры для содействия переходу, — делают выводы отраслевые эксперты.