Коронавирусные ограничения продлевают в части регионов, Минфин и ФНС не сошлись во взглядах на размер налоговой ставки для нового налогового режима, Минэкономразвития попытается доказать, что доходы россиян не падали, а росли, ИКЕА предупреждает о повышении цен на свою продукцию в новом финансовом году, а российский e-commerce смещается из столиц в регионы.
Коронавирусные ограничения в динамике
Прошлую неделю физический мебельный ритейл провёл в локдауне. Сегодня большинство магазинов открылись, так как нерабочую неделю на федеральном уровне продлевать не планируется. Однако регионы могут самостоятельно решать, идти ли на такую меру. Пока о продлении режима нерабочих дней объявили Новгородская, Челябинская, Курская, Брянская, Томская и Смоленская области. Окончательного решения пока не приняли в Коми, Ульяновской и Амурской областях. Администрации Московского региона, Санкт-Петербурга и Ленобласти заявили, что продлевать нерабочие дни не будут.
На курортах Краснодарского края режим ограничений продлили до 14 ноября, в частности, торгово-развлекательные центры можно посещать только при наличии QR-кода или справки о вакцинации либо перенесенном заболевании. В шести городах Хабаровского края (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Бикин) торговые центры и общепит будут закрыты до 12 ноября.
В Хабаровском крае и на Камчатке при посадке на авиарейсы внутри регионов (а на Камчатке и на междугородние автобусы) будут требовать QR-коды. В Камчатском крае этот режим вводится с 23 ноября, причем помимо QR-кода пассажиры должны будут предъявлять прививочный сертификат. С декабря QR-коды будут проверять при продаже авиабилетов и в здании международного аэропорта Хабаровска.
Но в целом бизнес-сообщество оживилось после новостей о том, что федеральный локдаун не продлевается, мебельщики с удвоенной силой продолжают готовится к главной отраслевой выставке «Мебель» в Экспоцентре, которая стартует уже через две недели. Напоминаем, что в рамках выставки FCP проводит масштабный фестиваль мебельной торговли Furniture Retail Fest. Еще одна позитивная новость в связи с этим — вход на выставку не ограничен наличием QR-кодов, медотоводов и ПЦР-тестов.
Государство и бизнес
По информации Forbes, на совещании в Минфине обсуждался вопрос смягчения налогового режима для малого бизнеса. Над проектом нового налогового режима для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (проект предусматривает отмену УСН и введение более высоких налоговых ставок, взамен малый бизнес освободят от уплаты страховых взносов и подачи налоговой отчетности) ФНС вместе с другими ведомствами работает с лета этого года. На совещании, состоявшемся 1 ноября, рассматривались два варианта налоговой ставки. Согласно первому варианту, размер налога составит 7% от доходов или 18% по схеме «доходы минус расходы» — за этот вариант выступает ФНС. Минфину больше нравится второй вариант: 8% и 20% соответственно. На совещании обсуждался и вопрос относительно максимальной численности сотрудников: в нынешнем варианте проекта новый налоговый режим могут использовать только предприятия, в штате которых не более 5 человек. ФНС предлагает увеличить этот критерий до 10 человек.
Минэкономразвития собирается к марту 2022 года пересчитать данные о доходах, расходах и сбережениях россиян, пишет РБК. Поскольку реальные располагаемые доходы граждан падают с 2014 года, а за реальной чертой бедности уже находится почти половина населения России, и сделать с этим власти ничего не могут, остается только одно — задним числом изменить методику расчета и получить красивые цифры. Пересчитывать будут доходы-расходы за 2018-2020 гг. Дополнительно будут учитываться доходы самозанятых, новые виды сервисов, электронные услуги в сфере ИТ, данные Центробанка о перемещении средств на брокерских счетах физлиц. В погоне за более или менее пристойными цифрами статистики власти уже меняли методику расчета два года назад. Видимо, не сильно помогло, и вряд ли поможет в этот раз, тем более что инфляция в октябре уже достигла 8,13% в годовом выражении.
Плюс Банк России в октябре решительно поднял ключевую ставку на 0,75% процентных пункта до 7,5%, что никак не поможет ни росту экономики, ни повышению доходов граждан, но уже привело к ажиотажу на рынке жилой недвижимости. После объявления нерабочей недели спрос на квартиры в новостройках вырос на 39%, а на вторичном рынке — на 11,9%. Эксперты считают, что россияне хотят успеть взять ипотечный кредит, пока банки не пересмотрели ставки.
К слову сказать, хотя экономика Европы точно так же страдает из-за пандемии, ЕЦБ не собирается повышать процентную ставку в 2022 году. По словам Кристин Лагард, «неоправданное ужесточение условий финансирования нежелательно в то время, когда покупательная способность уже снижается из-за более высоких счетов за электроэнергию и топливо, и это будет представлять собой неоправданные препятствия для восстановления».
Российский экспортный центр (РЭЦ) и Минэкономразвития запустили новый сервис для подбора оптимальных торговых онлайн-площадок за рубежом. Сейчас в каталоге сервиса почти 100 различных маркетплейсов от универсальных до нишевых. С помощью нового сервиса селлеры могут оценить свои возможности и выбрать наиболее подходящий для них маркетплейс. Пользователи платформы также могут получить доступ к мерам господдержки в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Среди прочего, экспортерам компенсируют часть затрат на сертификацию продукции и на регистрацию товарных знаков как национальную, так и международную. В настоящее время в разработке программа оптимизации расходов продавцов на доставку почтой. Компании могут размещать свои товары на маркетплейсах самостоятельно либо с помощью аккредитованных сервисных провайдеров через платформу «Профессионалы экспорта».
Одной строкой
Датский бренд дизайнерской мебели BoConcept открыл свой первый фирменный салон в Сочи, в Торговой Галерее Гранд Марина. Сочинский салон стал первой торговой локацией компании в российских регионах — до этого BoConcept была представлена только в Московском регионе и в Санкт-Петербурге.
Мебельный центр «Парус» — одна из крупнейших специализированных торговых площадок Башкортостана — запустил собственный маркетплейс и приглашает к сотрудничеству заинтересованных продавцов.
Inter IKEA Group, владелец бренда ИКЕА, предупредила, что будет вынуждена повысить цены из-за проблем с цепочками поставок, которые продолжатся и в 2022 году. Ранее компания уже сообщала о падении прибыли за полный год, причиной которой стали рост логистических издержке и повышение цен на сырье и материалы. Несмотря на рекордный спрос на мебель и товары для дома, прибыль до вычета налогов сократилась на 12% год к году, и на 4% — в сравнении с 2019-м годом. По словам руководства компании, в следующем финансовом году часть затрат на логистику, сырье и материалы придется переложить на владельцев магазинов, которым, в свою очередь, предстоит самостоятельно решать, в каком объеме они будут транслировать повышение цен на конечных покупателей.
Решением арбитражного суда Новосибирской области завершено конкурсное производство по делу о банкротстве ООО Торговый дом «Камеа». Теперь компания должна предоставить сведения о ликвидации мебельной фабрики. Процедура наблюдения была введена в декабре 2020 года. В течение 2021 года общий долг фабрики «Камеа» вырос почти до 10 млн рублей. В апреле этого года компания была признана банкротом, тогда же было открыто конкурсное производство, завершившееся в октябре.
Покупательское поведение
Россияне все больше интересуются возможностью покупки мебели и товаров для дома в кредит в и в рассрочку — вывод, сделанный Яндексом на основе аналитики поисковых запросов, подтверждает и совместное исследование Совкомбанка и сети гипермаркетов Hoff. За 9 месяцев текущего года количество покупателей, приобретавших товары для дома в рассрочку, выросло на 30% в сравнении с 2019 годом. Относительно аналогичного периода 2020 года число покупателей мебели и товаров для дома в рассрочку составило 15%. На август и сентябрь пришлось максимальное число покупок товаров для дома в рассрочку, так в августе этого года оборот вырос почти на 40% относительно января. Женщины покупают в рассрочку чаще, чем мужчины (69% и 31% соответственно). Средний возраст покупателей — 43 года, при этом в 2021 году почти на 10% выросла аудитория покупателей моложе 30 лет, доля клиентов 50+, напротив, сократилась. В тройку городов-лидеров по частоте приобретения товаров для дома в рассрочку помимо Москвы вошли Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург. Рассрочка не влияет на размер среднего чека: в 2019 и 2020 году он составил 14 тысяч рублей, в 2021 году — 13,2 тысячи рублей.
Москва теряет e-commerce
За последние 9 месяцев выросла доля регионов в онлайн-торговле в России, а Москва потеряла почти 5% в общем объеме продаж, сообщает РБК со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ). Президент АКИТ Артем Соколов объясняет возросшую активность регионов двумя факторами. Во-первых, у жителей регионов выросла платежеспособность, во-вторых практически все регионы проводят акселерацию бизнеса и субсидируют комиссии маркетплейсов. За 9 месяцев текущего года объем российской интернет-торговли составил 2,41 трлн рублей, причем 86% (2,07 трлн рублей) пришлось на локальный рынок. Мебель и товары для дома занимают второе место по популярности у онлайн-покупателей (15%), на первом — цифровая и бытовая техника (24,7%). В топ-10 регионов по темпам развития интернет-торговли вошли Москва (20,1% от общего объема продаж), Московская область (10,7%), Санкт-Петербург (7,3%), Краснодарский край (4,3%), Свердловская область (2,7%), Ростовская область (2,4%), Нижегородская область ( 2,0%), Самарская область (1,9%), Татарстан (1,9%) и Башкортостан (1,6%).