В России борьба с COVID-19 приобретает разнонаправленный характер, в одних регионах вводят новые ограничения, в других — снимают действующие; от чего зависят решения властей, понять трудно. Юг обошел север на Wildberries, а на AliExpress покупатели сумасшедшими темпами приобретают мебель. Российские работодатели и работники единодушно признают необходимость дополнительного обучения, «Аскона» отчитывается об итогах полугодия, а в Башкирии, кажется, все-таки появится мебельный кластер.
Коронавирус: ужесточения и послабления
В Пермском крае в связи с ростом заболеваемости коронавирусом ввели новые ограничительные меры. По официальным данным в регионе с середины июня ежедневно растет суточное число заболевших. Сами заболевшие считают, что, скорее всего, они были инфицированы в местах массового скопления людей, при этом жители Пермского края не соблюдают масочный режим и прочие меры безопасности (как мы удивлены). Взвесив все «за» и «против», оперативный штаб принял решение приостановить на выходные работу торгово-развлекательных центров площадью свыше 8 000 кв. м. ТРЦ будут закрыты по субботам и воскресеньям в Перми, Березниках, Кунгуре, Соликамске и Чайковском. Таким образом, только в столице края по выходным приостанавливается работа 30 крупных торговых и торгово-развлекательных центров.
Дополнительные ограничения ввели и в трех муниципалитетах Чувашии: в Алатыре, Алатырском и Порецком районах, где зафиксирован более высокий уровень заболеваемости, чем на других территориях Чувашии, и избыточная смертность от коронавируса, вдвое превышающая среднюю по региону. ТЦ ограничительные меры пока не затронули, власти запретили все массовые мероприятия и ограничили время работы и заполняемость предприятий общепита.
В пятницу, 13 августа (!), мэр Москвы Сергей Собянин объявил об отмене требования о переводе 30% сотрудников на дистанционный режим работы. Эксперты считают, что это решение не повлечет за собой массового возвращения сотрудников в офисы, поскольку за время пандемии бизнес приспособился к удаленке и оценил ее преимущества. С другой стороны, отмена ограничения повысит эффективность компаний, в штате которых велика доля работников первой линии, в частности, физической розницы. Но благодаря отмене обязательного удаленного режима для 30% сотрудников над московскими компаниями перестает висеть постоянная угроза штрафа, и это очень хорошо.
Столичный бизнес приветствует и отмену требования о проведении термометрии и тестировании персонала на COVID-19: необходимость проводить ПЦР-тестирование 10% сотрудников каждые 2 недели означала для компаний серьезные затраты.
Несмотря на случившиеся послабления, выдыхать еще рано: не стоит забывать о мерах защиты, кроме того, вирус продолжает мутировать, и от этого будут зависеть дальнейшие решения об отмене или введении ограничительных мер в Москве.
Онлайн-покупки: соревнуются регионы и товарные категории
Россияне полюбили онлайн-шопинг, выяснил платежный сервис «Скрепка»: 40% совершают покупки онлайн не реже одного раза в месяц, 22% — раз в три месяца, 26% — раз в полгода, и только всего 12% наших сограждан остались верны уютному «ламповому» офлайну. Самые активные онлайн-покупатели — люди в возрасте 30-40 лет. Россияне предпочитают шопинг в интернете, потому что это удобно (88%), экономит время (74%), экономит деньги (52%). Мебель приобретают онлайн 2% респондентов.
Краснодарский край неожиданно вырвался на второе место по объемам продаж на Wildberries, опередив Санкт-Петербург (лидирует в рейтинге Москва, если кто-то еще не догадался). В июле жители Кубани купили на маркетплейсе товаров на сумму 2,6 млрд рублей — на 0,5 млрд больше, чем петербуржцы и жители Ленинградской области. В топ-5 регионов вошли также Свердловская и Нижегородская области. В апреле-июне среди самых популярных категорий у жителей Краснодарского края были и товары для дома.
На «AliExpress Россия» спрос на мебель растет стремительными темпами: согласно исследованию, проведенному маркетплейсом, в июле продажи в категории «мебель» увеличились в 4,6 раза год к году. Повышенным спросом пользуются офисные стулья (что, вероятно, связано с растущей популярностью дистанционной работы): в июле 2021—го их покупали в 10 раз чаще, чем годом ранее. Кроме того, заметно возросли продажи матрасов и почему-то барных стульев.
Эйчару на заметку
Исследование «Навыки глазами сотрудников и руководителей», проведенное международной стаффинговой группой ANCOR при поддержке Microsoft и Американской торговой палаты в России, показало, что больше всего сотрудникам российских компаний не хватает цифровых навыков — так считают 44% работодателей. Что до сотрудников, то 24% респондентов уверены, что цифровые навыки крайне важны в их профессии, а 67% сотрудников готовы инвестировать в свои цифровые навыки. Ритейл входит в первую тройку отраслей с самыми высокими требованиями к digital skills.
Больше половины работодателей (51%) считают лучшим решением проблемы нехватки цифровых навыков своих сотрудников внутреннее обучение, 39% делают ставку на автоматизацию процессов, а 10% хотели бы привлекать готовых квалифицированных специалистов извне. Обучением сотрудников занимаются 98% компаний, а 66% сотрудников считают возможность обучения важным преимуществом при выборе работодателя. Почти треть (31%) опрошенных сотрудников предпочитают онлайн-формат обучения на специальных образовательных платформах, а в недалеком будущем их планируют использовать более 70% респондентов.
Между тем портал Superjob, опросивший 8,5 тысяч экономически активных граждан из всех российских регионов, выяснил, что 42% респондентов, проходивших обучение за счет работодателя, не заметили никаких изменений в своей карьере. За последний год курсы повышения квалификации, тренинги или семинары прошли 44% опрошенных, из них 11% учились за счет работодателя, по 15% проходили обучение бесплатно или платили за него. Чаще всего учатся за свой счет в обеих столицах (22% в Москве и 20% в Санкт-Петербурге). Бесплатным курсам больше отдают предпочтение в Ростове-на-Дону (19%) и в Уфе (17%). За счет работодателя чаще учатся жители Челябинска (16%) и Омска (15%). Повышение эффективности своего труда после обучения заметили 30% респондентов, а для 38% ничего не изменилось.
А портал Работа.ру поинтересовался у россиян, довольны ли они своей нынешней работой. Результаты опроса не так чтобы радужные: довольных оказалось всего 23%. Больше всего людей раздражают низкая заработная плата (77%) и отсутствие возможностей карьерного роста (42%). Каждому пятому не нравится руководство компании, а 19% сказали, что они не удовлетворены задачами, решаемыми в процессе работы.
Отраслевой контекст
Askona подвела итоги первого полугодия 2021 года. Совокупная выручка выросла на 45% год к году и составила 20 млрд 531 млн рублей. Розничные продажи увеличились на 48,9%, онлайн-канал прирос на 8%. За счет роста спроса в секторе DIY объем продаж в офлайн-канале вырос на 59%, при этом в первом квартале продажи в интернет-магазине выросли на 40%. Благодаря этому на конец отчетного периода сохранилась положительная динамика совокупного омниканального показателя L4L +34%.
Продажи Askona в рознице в СНГ выросли на 91,5%, составив 456,4 млн рублей. Объем продаж B2B вырос на 4% до 91,493 млн рублей. Экспорт вырос на 54% год к году и составил 152,86 млн рублей. За первое полугодие выручка сети европейских салонов под брендом Sleep.8 составила 115 664 евро (+212%).
В первом полугодии открылась 41 новая торговая точка под брендом Askona, 29 из них — по франшизе. На 1 июля 2021 года общее количество торговых локаций составляет 841 салон, из них собственная розница 419, франчайзиноговая сеть — 422.
Мебельный кластер в Туймазинском районе (Башкортостан), о создании которого впервые зашла речь летом прошлого года, обретает реальные черты. Инвестиционный проект фабрики ортопедических матрасов «Корона» одобрили на республиканском «Инвестчасе», состоявшемся 12 августа. По словам директора ООО «Корона» Рамиля Мамлеева, в строительство нового цеха и складских помещений планируется вложить 420 млн рублей. Площадка под возведение новых мощностей была приобретена в прошлом году, строительство уже началось. Инвестпроект получил статус приоритетного, что подразумевает ряд налоговых преференций.
Компания «Априори» осваивает новую производственную площадку: на 13 тыс. кв. м обанкротившегося автосалона «Саратов-Лада» создаются мощности для расширения производства мягкой мебели бренда Frendom. На первом этаже уже заработали швейный, деревообрабатывающий и сборочный цеха, на втором и третьем этажах еще продолжаются работы по реконструкции здания.
Группа «Метафакс» планирует построить установку на 40 тыс. тонн меламина на производственной площадке в Губахе (Пермский край). Новая установка будет интегрирована в строящийся комплекс по производству 40 тыс. тонн меламина в год. Таким образом, к 2025 году «Метафакс» будет производить 80 тыс. тонн меламина и станет крупнейшим производителем этого продукта в России и одним из лидеров в Европе. Объем российского рынка оценивается в 60 тыс. тонн в год, помимо «Метафакса», крупным игроком на рынке является «Еврохим».