Российский ВВП и доходы граждан растут, правда, с низкой базы, общественная организация по защите прав потребителей в союзе с Роспотребнадзором изыскивают новые способы отъема денег у предпринимателей, а онлайн- и офлайн-ритейл активно продвигается в регионы.
Госструктуры отчитались о росте ВВП и доходов россиян
Минэкономразвития сообщает о том, что в первом полугодии 2021-го ВВП вырос на 4,7% год к году (при этом в годовом выражении рост оказался еще более заметным — 8,5%) и достиг уровня докризисного 2019-го. По прогнозам ведомства, в целом по году ВВП вырастет на 3,8% в этом году и на 3,2% — в 2022-м. Международный валютный фонд делает более оптимистичные прогнозы на этот год: по мнению аналитиков МВФ, российский ВВП вырастет на 4,4%. Однако на следующий год МВФ дает чуть более скромную цифру роста, нежели Минэкономразвития — 3,1%. Рейтинговое агентство Moody’s полагает, что быстрее будут восстанавливаться экономики стран с высокими темпами вакцинации и эффективной антиковидной политикой государства — в России нет ни того, ни другого, поэтому динамика восстановления в нашей стране будет «умеренной».
Росстат на прошлой неделе тоже порадовал хорошими новостями. По данным ведомства, во втором квартале реальные располагаемые доходы россиян увеличились на 6,8% год к году, впервые с начала года показав рост (в первом квартале доходы упали на 3,7%). Цифра роста доходов в почти 7% может показаться внушительной, но объясняется она эффектом низкой базы. Весь прошлый год доходы стремительно падали: во втором квартале 2020-го они снизились на 8%, в третьем — на 4,8%, в четвертом — на 1,7%. Доходы россиян последовательно снижались, начиная с 2013-го года, и в 2020-м разрыв достиг 11%.
Новые способы отъема денег у предпринимателей
Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предлагает увеличить штрафы за нарушение прав потребителей, сделав их оборотными, причем в зависимости от прибыльности той или иной отрасли размер штрафов должен составить от 1 до 5 процентов (в настоящее время средний размер штрафа составляет 20-50 тысяч рублей). При этом сами потребители, если и получат удовлетворение, то только моральное, поскольку штрафы КонфОП предлагает направлять в бюджет, а не выплачивать гражданам, пострадавшим от недобросовестных поставщиков товаров и услуг. Глава Роспотребназдора Анна Попова согласна с тем, что штрафы надо повышать, но как именно, не уточнила. Эксперты уже подвергли инициативу критике. Они считают, что расходы по выплате оборотных штрафов компании постараются переложить на плечи потребителей. Кроме того, многие предприятия серьезно пострадали за время пандемии, и новые штрафы могут их разорить.
А вот и новые локдауны подъехали
Если вы думали, что волна локдаунов в России уже закончилась, то нет. Власти Астраханской области ввели жесткий локдаун с 26 июля. В регионе закрыты торговые центры, фудкорты, крытые рынки, кинотеатры, фитнес-центры и бассейны, отменены все массовые мероприятия. За соблюдением масочного режима будут следить сотрудники полиции. Локдаун введен из-за резкого ухудшения эпидемиологической ситуации — порог заболеваемости COVID-19 в регионе превышен в два раза. Астраханский союз промышленников и предпринимателей уже обратился с открытым письмом к главе региона Игорю Бабушкина, в котором просит сократить частичный локдаун и оказать поддержку наиболее пострадавшим от введенных ограничений отраслям. Сильнее всего новый локдаун ударил по предприятиям общепита, а в результате нового локдауна регион может вовсе лишиться этой отрасли, говорится в письме.
Онлайн VS офлайн
Настоящий бум переживает в этом году российский рынок складской недвижимости — аналитики связывают это с ростом сегмента онлайн-торговли. В первом полугодии онлайн-ритейлеры купили или арендовали в общей сложности 748 тыс. кв. м складских площадей. Наибольший рост происходит в регионах — в этом году онлайн-операторы приобрели и арендовали 470 тыс. кв. м, что в 5 раз больше, чем в первом полугодии 2020-го. Эксперты считают, что в ближайшее время тренд сохранится, причем крупный онлайн-ритейл будет приходить в менее освоенные регионы. Растет спрос на склады и в Московском регионе: за первые два квартала этого года складские площади выросли на 142%, эксперты прогнозируют, что до конца 2021-го года общее количество складских площадей в Московском регионе вырастет до 2 млн. кв. м. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме спроса, напротив, сокращается в течении последних двух лет, и на сегодня не превышает 30% — здесь онлайн-ритейлеры предпочитают развивать сеть сравнительно небольших городских логистических хабов.
Девелоперы торговой недвижимости тоже обратили пристальное внимание на регионы, причем в зону их интересов попали города с населением менее 300 тысяч человек. По объемам ввода качественных торговых центров эти города оказались на втором месте — в этом году планируется ввести в эксплуатацию 119 тысяч кв. м. На первом месте — региональные города-миллионники, где в 2021 году должно быть построено 312 тыс. кв. метров. В настоящее время в тройку лидеров по обеспеченности торговыми площадями среди городов с населением 1 млн. человек и выше входят Екатеринбург (742 кв. м на 1000 жителей), Самара (724 кв. м на 1000 жителей) и Нижний Новгород (537 кв. м на 1000 жителей). В аутсайдерах — Волгоград (308 кв. м), Омск (298 кв. м) и Пермь (245 кв. м).
В Москве в первом полугодии открылось всего два новых торговых центра общей торговой площадью 43,5 тыс. кв. м — ТРЦ «Гравитация» и Prime Plaza. Это минимальный уровень за последние 17 лет, говорят эксперты компании JLL, если не брать в расчет первую половину 2017-го года, когда в столице не было открыто ни одного нового торгового центра. Низкую активность московских девелоперов коммерческой недвижимости аналитики объясняют неопределенностью на рынке, вызванной пандемией COVID-19, и связанным с этим падением покупательского трафика. Действительно, посещаемость столичных торговых центров по-прежнему не дотягивает до докризисного уровня. Хотя на прошлой неделе трафик и подрос, Shopping index все же оказался ниже показателя аналогичного периода 2019-го года на 6,71%.
Соцсети — это сила!
Онлайн-сервис управления торговлей МойСклад спросил у представителей малого и среднего бизнеса, какой канал продаж они рассматривают в качестве основного. В опросе приняли участие 1617 ритейлеров из всех российских регионов. Больше половины (51,5%) назвали соцсети, на втором и третьем местах с большим отрывом оказались маркетплейсы (15,4%) и розничные магазины (15,2%). Абсолютным лидером среди соцсетей стал Instagram (44,2%), за ним следует ВКонтакте (42,3%). Facebook предпочитают 30,3% респондентов, Одноклассники — 18,2%. Преимущественно через Telegram продают 16,9% участников опроса, через TikTok — 11,8%, замыкают рейтинг Twitter(6,8%) и Pinterest (4,5%). Больше всего соцсети популярны у ритейлеров, предлагающих одежду и обувь (26,8%), мебель и товары для дома так продают 6,4% опрошенных. Что касается расходов на рекламу в соцсетях, то почти четверть респондентов (24,3%) тратят от 5 до 15 тысяч рублей в месяц, почти столько же не тратятся на рекламу вовсе (24,5%). От 15 до 50 тысяч рублей в месяц тратят 8,2%, от 50 до 100 тысяч — 2,7%, более 100 тысяч рублей — 1,4%.