Свет — мощнейший инструмент продаж. При правильном проектировании коммерческого освещения магазин будет субъективно восприниматься как более дорогой. Светом можно выделить основной путь покупателя, с его помощью можно акцентировать внимание на хитах. Свет также может стать инструментом пространственного дизайна. Но, оказывается, далеко не все мебельные ритейлеры об этом знают. Основатель консалтингового агентства Наталья Перец разговаривает о нюансах коммерческого освещения с Михаилом Гусмановым, основателем компании NLT Trade, автором серии книг «Свет в ритейле». На счету NLT Trade, в свою очередь, сотни реализованных проектов для грандов российского ритейла, среди которых «ЦУМ», «ВкусВилл», «Орматек», «Снежная королева», «СпортМастер», Chester и другие.
Наталья Перец: Михаил, начнём с проблемы. Владельцы мебельных магазинов, как правило, не владеют искусством освещения как инструментом мерчандайзинга. Я знаю это из собственного опыта: когда мы занимаемся перестройкой торгового объекта, мы в ста процентах случаев меняем освещение. Поэтому первый вопрос тебе: много ли среди твоих клиентов мебельных ритейлеров? Согласен ли ты с тем, что по свету у компаний, занимающихся интерьерной торговлей, — провал?
Михаил Гусманов: За последний год мы реализовали довольно много проектов в мебельной рознице. Примерно на 15 млн. рублей. Из крупных клиентов — «Орматек». У них около 250 магазинов уже оборудовано нашими светильниками. Делали освещение для мебельной компании «Белфан», собственной рознице в Воронеже для производителя матрасов KDM, нескольким партнерам «Ого-го Обстановочка». Но ты права. В мебельном ритейле ситуация с освещением неважная, хуже, наверное, только в ювелирной рознице. Кстати, под мебельным ритейлом я понимаю не только мебельные салоны, но и сегмент товаров для дома и DIY. По сравнению с FMCG, рынком одежды и обуви, ритейлом бытовой техники и электроники, компании, работающие с товарами домашнего обустройства, плохо осознают силу светового дизайна, что, конечно, странно. Казалось бы — кто как не они?
Наталья Перец: Выбор того или иного типа освещения определяется спецификой категорий. Например, для товаров для дома мы используем нейтральные и холодные оттенки, для мебели — более теплые. Но я точно знаю, что нюансов в этой теме гораздо больше. Какие рекомендации для интерьерного ритейла лежат на поверхности?
Михаил Гусманов: Выбор света больше зависит не столько от отдельных товарных групп, сколько от дизайна магазина и его визуального восприятия. Один и тот же теплый цвет в разных интерьерах воспринимается по-разному: например, если салон оформлен в черно-белой гамме, то теплый свет будет казаться слишком теплым и будет диссонировать с генеральной идеей. Жестких рекомендаций я дать не могу, тут все индивидуально, к тому же у каждой компании есть восприятие своего бренда. Сказать однозначно, что у одних свет подобран правильно, а у других — нет, нельзя. Единственное, что я могу определенно посоветовать: теплый цвет более комфортен для восприятия, и для домашних интерьеров я скорее рекомендовал бы его. И я не считаю, что посуду во всех случаях надо подсвечивать нейтральным цветом.
Наталья Перец: Вот реальный случай из практики — при теплом освещении фарфор выглядит серым, поэтому я бы настаивала на холодном свете.
Михаил Гусманов: Да, по правилам для белого цвета нельзя использовать теплое освещение. Но вот интересный факт: клиентам магазинов премиального сегмента слепящий белый цвет кажется дешевым. То же самое и с кухнями: если фасады будут освещаться холодным светом, покупатели будут ассоциировать их с дешевыми фасадами. В более дорогом сегменте теплый свет будет насыщать фактуру поверхностей, и даже белый цвет будет восприниматься разными оттенками.
Наталья Перец: Есть ли какие-то нюансы подсветки для кухонной мебели?
Михаил Гусманов: Кухни — одна из моих любимых тем. Ритейлеры часто подсвечивают акцентным светом либо верхние шкафы, либо нижние, в результате фасады получаются визуально разных оттенков. Я бы рекомендовал использовать освещение как верхнего, так и нижнего фасадов, либо взять специальные ассиметричные светильники, позволяющие осветить верхний и нижний фасады одинаково. Чтобы не возникало искажения цветового восприятия, должны совпадать цветовые температуры и уровень освещенности.
Наталья Перец: При оформлении магазина доступных цен я использую холодные оттенки и много заливного света, в более дорогом — больше направленного света теплых тонов. Правильно ли я поступаю?
Михаил Гусманов: Многие ритейлеры ошибочно полагают, что формат «дорогой вид — низкие цены» работает плохо. На самом деле есть правило: магазин должен выглядеть на один уровень дороже своего заявленного ценового сегмента. Это, на мой взгляд, самый эффективный подход. У нас есть кейс продовольственного магазина SPAR и его аналога с готовой едой. Цены в обоих магазинах одинаковые, но SPAR нового формата продает в разы больше, потому что там другой дизайн, другая выкладка, другое оборудование — людям нравится делать покупки в таком визуально дорогом магазине.
Наталья Перец: А что ты скажешь про дневной свет? То есть, наличие естественного освещения в магазинах?
Михаил Гусманов: Это стопроцентное зло практически для любого ритейла, кроме, пожалуй, продуктового. В дневное время, когда солнце будет попадать в магазин, оно будет искажать восприятие пространства, предметов поэтому внутреннюю часть магазина обязательно надо закрывать от солнца извне.
Наталья Перец: Если мы говорим об арендаторе, который стоит в торговом центре с небольшой открытой площадкой, надо ли ему ориентироваться на световой дизайн соседей, или порекомендуешь выстраивать свое пространство без оглядки на них?
Михаил Гусманов: Конечно, надо учитывать, как выглядит площадка конкурента, как по-другому? Но я хочу отметить, что в таких торговых центрах существует большая проблема. Владельцы экономят и не делают для арендаторов специальный свет. Многие даже запрещают использовать свой. Арендодателю не интересно инвестировать в нормальное освещение, а арендаторы, в свою очередь, не хотят менять светильники, потому что это ведь не их помещение. В итоге, проигрывают все. В идеале должна быть концепция, каждая зона должна восприниматься как отдельный магазин. В нормальных ТЦ именно так и поступают: делают галереи магазинов, даже если они находятся в открытом пространстве, разрабатывают единую концепцию освещения, чтобы у всех магазинов совпадала тепловая температура.
Наталья Перец: Какие ошибки чаще всего совершают ритейлеры при создании системы освещения торговой точки?
Михаил Гусманов: Основная проблема в том, что у ритейлеров выбором и подбором света занимаются не специалисты. Как правило, это хозяйственники, задействованные в области эксплуатации зданий, либо и вовсе электрики. При выборе освещения они не думают о том, как освещение влияет на продажи, у них другие KPI. Вторая проблема — плохое проектирование. Как правило, светильники ищут в интернете. Задача интернет-магазина — продать светильники разных производителей и разных категорий. Предлагая свой товар, они идут не от потребностей клиента, а всего лишь играют на ценовом поле. Ну и третья, самая большая, проблема — это монтаж: можно сделать классный проект, подобрать хорошее оборудование, а монтажники на месте все испортят. Не хотят читать документацию, не хотят смотреть, как правильно подключать, светильники вешают, где попало, а не там, где они должны быть согласно чертежам. Техпроцессы при монтаже зачастую выстроены неправильно: сначала вешают светильники, и только потом начинают расставлять торговое оборудование, а должно быть наоборот — расставляете оборудование и уже к нему делаете привязку освещения. Одним словом, много нюансов.
Наталья Перец: На что следует обращать внимание при выборе светового оборудования?
Михаил Гусманов: В первую очередь, надо разбираться в характеристиках светильников. Тут тоже все непросто: чтобы продать светильники, недобросовестный производитель напишет в характеристиках любую информацию. Для мебельного ритейла очень важен индекс цветопередачи: от него зависит, насколько точно источник света отображает цвет освещаемых предметов и насколько комфортным будет освещение. Если мы находимся внутри помещения с искусственным освещением с низким индексом цветопередачи, это влияет на наше психоэмоциональное состояние: мы чувствуем себя подавленными и не понимаем, почему. Для многих своих клиентов мы даже в офисах делаем светильники с индексом 90-95%, и все подтверждают, что при таком освещении меньше утомляешься. У продавцов смены по 12 часов, и, если в магазине плохой свет, это плохо отражается на эффективности бизнеса.
Еще один важный параметр — уровень освещенности. Там, где работают люди, он должен быть 600-800 люкс. На витринах и на входе должен быть максимальный уровень. Кстати, от уровня освещенности как раз и зависит класс магазина: у премиум-сегмента — это около 2 000 люкс, для масс-маркета достаточно 800.