Древесная плита

С отмены локдауна в России прошло уже без малого полгода, а ситуация на рынке древесных плит не только не стала лучше, а, судя по всему, все больше обостряется. Производители мебели сообщают о непрерывном повышении цен на ДСП и MDF: «письма счастья» от поставщиков плит приходят в среднем каждые две недели, по некоторым данным, на сегодняшний день цены выросли уже на 20-26%. По словам коммерческого директора группы компаний «Древиз» Сергея Житенева, сохраняется сильнейший дефицит плиты, и такое положение, считает он, продлится минимум полгода:

— Все уже смирились. Цены повышают постоянно, кто раз в месяц, кто — каждую неделю. Поставщики объясняют это ростом цен на сырье и комплектующие.

Тимур Иртуганов, генеральный директор АМДПР, не видит в ситуации ничего экстраординарного. Проблема эта возникает каждый год, говорит он:

— В высокий сезон мебельщики наращивают производство, вырастает спрос на древесные плиты, соответственно, ежегодно возникает дефицит. Изготовители плит, в отличие от мебельщиков, не могут резко увеличивать объемы производства, этого не позволяет технология. Какого-то заговора плитников нет, у каждой компании своя ценовая политика, цены они повышают максимум 2 раза в год, вне зависимости от сезона. К тому же, все крупные плитные компании входят в международные холдинги, и ценовая программа у них согласована.

Главная проблема в том, полагает, Тимур Иртуганов, что мебельщики не закупают плиту в низкий сезон, в отличие от дилеров, которые именно так и поступают, благодаря чему могут позволить себе гибкую ценовую политику:

— Мебельщики переплачивают за логистику в сентябре, фактически они платят дилерам за логистику. Совет производителям мебели: купите плиту в марте и храните у себя на складе. Многие крупные мебельные компании уже над этим задумались и создают у себя складские запасы.

24 ноября АМДПР собрала конференцию с участием производителей древесных плит и крупных мебельных компаний, где присутствовали представители всех главных игроков российской плитной отрасли — «Кроношпан», «Эггер», «Кастамону», «ЧФМК» и «Свисс Кроно». Мебельщиков представляли «Шатура», «Ангстрем», «Феликс» и «Дятьково». Несмотря на то, что вопрос о дефиците плиты стоял на повестке обсуждения первым, ничего сенсационного на конференции не случилось. Плитники ссылались на сезонность и утверждали, что экспорт практически не подрос.

Однако сезонность так не выглядит, говорит Максим Валецкий, тоже побывавший на вчерашнем мероприятии. По итогам конференции г-н Валецкий пришел к выводу, что «плит нет и не будет».

Производители мебели уверены, что причина дефицита древесных плит на российском рынке не только в высоком спросе на мебель, но и в росте объемов экспорта: при падающем рубле производителям плит выгоднее продавать продукцию за рубеж. По данным, которыми на сегодняшний день располагает АМДПР, в 2020-м не произошло значительного роста объемов экспорта плит, они остаются примерно на уровне прошлого года. Однако, по информации из другого источника, в первом квартале 2020 г. экспорт ДСП из России вырос на 21% год к году и составил 458 тыс. м3.

Плитные компании действительно являются членами международных холдингов, но есть вопросы и к тому, насколько каждый национальный производитель плит свободен в определении своей ценовой политики. Мебельная отрасль сейчас переживает подъем во всем мире, логично было бы предположить, что и цены на древесные плиты растут везде, однако все не так однозначно. Сразу оговоримся, что мы не располагаем полной статистикой, а делимся с читателями лишь той информацией, которую нам удалось получить от наших зарубежных коллег и из открытых источников. Например, Кейси Лу , главный редактор furnitureandfurnishing.com, подтвердил, что на азиатских мебельных рынках в последние месяцы происходит рост цен на сырье и материалы. А вот в Германии, по состоянию на сентябрь 2020 г., цены на древесные плиты снизились, причем последовательное снижение происходило последние пять лет. Ассоциации VDM/HDH опубликовали статистику, согласно которой цены составили 97,4% к уровню 2015 года. В сравнении с сентябрем 2019-го снижение составило 2,5%, а в сравнении с августом этого года — 0,1%.

Динамика цен производителей
в сентябре 2020 года (Германия)


2015 =100К одному месяцуК одному годуК двум годамК трем годам
Древесные плиты97,4–0,1%–2,5%–6,5%-2,4%

Правда, несмотря на столь приятную во всех отношениях статистику, немецкие мебельщики тоже относятся к производителям плит, мягко говоря, настороженно, и не без оснований — немецкие власти не раз ловили плитные холдинги на картельных сговорах. В ходе сентябрьского собрания немецкого Союза производителей кухонной мебели VdDK его председатель Штефан Вальденмайер обвинил, как он выразился, «олигополию производителей плит» в том, что она сокращает предложение, чтобы провести повышение цен. Не исключено, что немецкая мебельная отрасль в ближайшем времени тоже столкнется с ростом цен на плиты.