— У меня на постоянном обслуживании находится сразу четыре розничных компании. Две из них — в Казахстане и Киргизии, две — в России. Ситуации у всех разные, но «всепропальных» настроений, которые активно подхватывают СМИ и социальные сети, не наблюдается.
В странах Средней Азии развернулся самый ЖЕСТКИЙ СЦЕНАРИЙ: центры хоть и работают, но карантинные меры удерживают людей дома. В этих странах владельцы бизнесов уже пережили пять этапов принятия неизбежного и сейчас просчитывают, во что им обойдется выход из карантина. Этот период все хотят пройти с максимально низкими потерями, но — объективно — сохраниться получится у тех, кто имеет стратегическую финансовую подушку (как минимум, на три месяца) и четкое понимание чем можно обеспечить экстенсивный рост по выходу из карантина. Уже есть кое-какие идеи, но сформулировать их мы будем готовы чуть позже.
Настроение российских владельцев торговых мебельных компаний я бы охарактеризовала фразой: НАПРЯЖЕННОЕ ОЖИДАНИЕ. Но, могу точно сказать, проблема карантина у них пока не первоочередная.
Руководителей, например, региональной сети «Мебель Белорусская» (9 магазинов в городах ЮФО и СКФО) больше волнует вопрос ПОВЫШЕНИЯ ЦЕНЫ. Товарная матрица сети на 90 процентов представлена продукцией белорусских производителей, а их отпускные цены жёстко привязаны к курсу.
В том, что цены рано или поздно будут повышены, уже никто не сомневается. Главная операционная задача ритейлера сегодня — провести повышение в рознице по максимально мягкому сценарию. Мы, например, прорабатываем сразу три варианта. План «А» заключается в том, чтобы сделать максимальные товарные запасы по старой цене и в течение последующих нескольких месяцев прибавлять по чуть-чуть. План «Б» — запастись впрок только хитами продаж. План «С» — сделать и то, и другое.
Одновременно с этим, мы наблюдаем за поведением покупателей. Я очень хорошо помню, как они реагировали на резкий обвал рубля в 2014 году. Тогда скупали буквально всё: по три дивана на руки, по пять телевизоров на семью. В этот раз нет такого ажиотажа. Есть сдержанная активность, чуть вырос чек. Скорее всего, реализуется отложенный спрос. Как долго это продлится? Я ставлю на неделю-полторы.
В моём производственном плане имеется и один новый проект. С конца прошлого года мы с командой калининградского мебельного оператора Сергея Калашникова работаем над открытием интерьерного гипермаркета Мебель BOXX. Формат— мебель и товары для дома. Открытие запланировали на лето, но допускаю, что даты придётся корректировать в зависимости от эпидемиологической обстановки. Пока работаем без каких-либо ограничений.
Главная неприятная новость, опять же, связана с повышением курса. У нас была запланирована большая закупка в Европе, сейчас, по всей вероятности, придётся пересмотреть поставщиков.